Эманация (от позднелат. emanatio – истечение, распространение; греч. ἀπόῤῥοια, προβολή, πρόοδος) является сложным философским понятием, которое было разработано в рамках неоплатонизма. По факту значение сводится к переходу от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.
Иначе говоря, это процесс нисхождения, дробления, рассеивания. И хотя сегодня часто можно слышать слово «эманация» в повседневной речи, далеко не всегда его употребляют корректно. Подробно об истории происхождения понятия и основных его особенностях расскажем в нашей статье.
Что такое эманация
Все мы хоть раз в жизни слышали выражение «ловить эманации». Что конкретно нуждается в ловле? Для осознания термина «эманация» нужно для начала обратиться к азам, то есть к истокам философии.
С латинского это слово переводится как «истечение» или «распространение». Вот почему люди называют эманациями различные результаты, которые следуют из конкретного места, допустим, амбре или свет. Салтыков-Щедрин в рассказе «Наш дружеский хлам» доступно описал эманацию: «Как люди благовоспитанные, мы являемся в наши салоны не иначе, как во фраках, и очень хорошо понимаем, что, находясь в обществе, не имеем права тревожить чье-либо обоняние эманациями нашего заднего двора».
В произведениях на мистическую тему авторы под этим термином подразумевают некие флюиды, которые излучает конкретный образ или явление. Например, Юлия Шкутова в повести «Как любят некроманты» писала: «Животные не очень любили некромантов, чувствуя эманации смерти».
А Илия Телес, автор романа «Повелительница каменных монстров», использует это слово для описания остаточного явления от недавнего присутствия: «Вот твои покои. Иногда там останавливается предсказательница-змея, но ты не пугайся, следы ее темных эманаций обычно выветриваются быстро».
В философии термин «эманация» относится к конкретной идеологической доктрине, связанной с учениями неоплатоников. Эта теория основана на основополагающем происхождении Вселенной посредством распространения его из непостижимой ипостаси. Иными словами, Единое начало (Божество) является миру, неся с собой непревзойденное блаженство. Энергетический запас этого явления так велик, что охватывает весь Универсум.
Сам ход распыления – эманация, в то же время становится источником создания нашего реального мира. Важно осознавать, что эта процедура происходит не по желанию божественных сил, как учат Библия или Тора, а Единое начало распространяет эманации абсолютно ненамеренно и естественно, как, например, роза источает аромат или арфа издает звук.
Более того, когда отдаляешься от сада, то запах розы становится менее заметным, так и сакральная эманация, распространяясь в нашем мире, перестает воздействовать в полную силу.
Раскройте секрет ваших денежных блоков и увеличьте доход уже в этом месяце
«… И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия» – вот в чем заключается философия античного ученого Плотина, основателя неоплатонизма.
Равносильно свету, который, отдаляясь от источника его излучения, перестает быть ярким и постепенно блекнет, так и божественная эманация, растекаясь по материальному миру, существенно тускнеет. Отсюда следует, что окружающий нас мир неодинаково совершенен, все зависит от уровня отдаленности от основной благодати. Вот почему все мы ощущаем на себе проявление негатива и зла. Отсутствие добра начинается во Вселенной там, куда не достает абсолютная эманация единого Блага.
Принцип эманации – контраст с процессом эволюционного замысла. Принято считать, что биологическая эволюция следует по пути возвышения к безупречности, а эманация же, наоборот, изначально обладала совершенством и со временем его утратила. Стоит подчеркнуть, что в поздних философских учениях эманация обрела обратный эффект, то есть намерение небезупречной человеческой души к первоначальному божественному совершенству.
В своих трудах мистик Карлос Кастанеда тоже описывает эманацию. По его мнению, это энергия, которая наполняет всю нашу реальность. Эманацию породил основной источник всего естества – Орел. А люди являют собой резервуар для размещения «словленной эманации», причем только той, которая воспринимается человеческим сознанием. А большая часть энергий единого начала неподвластна нашему мироощущению.
У эманации существует аналог в физике. В 1899 году английским ученым был открыт инертный газ, имеющий радиоактивные свойства. Физик присвоил своему открытию название «эманация» и обозначил символом Em. Но такое наименование не прижилось – изначально газу дали новое имя «Нитон», происходящее от латинского слова niteo, что значит «блещу, сверкаю». А в 1923 году инертный газ переименовали в радон.
Два подхода к понятию «эманация»
Эманация в монистических системах
В монистических учениях, согласно которым многообразие объектов преобразуются в единое целое и совершенное (платонизм, неоплатонизм), о концепции эманации говорят как о безусловной производительной силе Единого начала, которая от излишка божественной энергии двигается от высшего к низшему и этим самым порождает в мире зло.
Потому что негативное воздействие негативных влияний происходит там, где не присутствует добро. А это неминуемо из-за того, что уже начальное распространение эманации менее идеально, чем первоисточник.
В неоплатонизме существуют два течения, которые дополняют доктрину эманации: постоянство высшего даже при появлении низшего; возврат низшего к совершенному началу возможно в нашем мире только при проявлении силы воли к одолению отчужденности души от ее осознанного «отечества».
Эманация в дуалистических системах
В дуалистических догмах, по теории которых основание мира сущего представляет собой два независимых друг от друга начала (пифагореизм, гностицизм), – эманация возникает в результате осознанных действий «наглости». Один из главных ее аспектов, а конкретно «истечение» – солнце и солнечный свет, – был признан как христианской религией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопагит), так и арабомусульманской и европейской средневековой идеей.
К заключению о том, что Бог отожествляется со всем мировоззрением, пришел Иоанн Скот Эриугена и Николай Кузанский. Такие умозаключения были сделаны благодаря эманации.
Эманация и имманация
Неоплатоники зафиксировали точку зрения о происхождении всего сущего как об открытии главного начала в эманации. Первооснова распахивает саму себя и проливается в мир, благодаря этому создается все бытие. Эманация – философский термин, значащий переход одного из другого. С ее помощью объясняется осязаемость материи в своих проявлениях и принадлежности, а еще преобразование вещества в явление.
Левкипп и Демокрит говорили, что из атомов образуются эйдолоны (видики), которые, попадая в человеческие органы чувств, транслируют различные примеры сознания. Платон делал акцент на сверхумное Солнце, которое являло из себя все, что существует во Вселенной. Неоплатоники (Плотин, Амелий, Порфирий и пр.) придерживались мнения, что эманация – это зарождение всего из Абсолютного начала.
Основная их идея заключается в том, что Единое начало, постепенно спускаясь на низшие ступени бытия, создает менее совершенные формы жизни, при этом оставаясь бесконечным и постоянным.
Описывая восточный пантеизм, Гегель объяснял эманацию как выход материи из себя самой внутрь конечности: «В восточном представлении об эманации абсолютное есть сам себя освещающий свет. Однако он не только освещает себя, но и истекает из себя. Его истечения – это отдаления от его незамутненной ясности; дальнейшие порождения менее совершенны, чем предшествующие, из которых они возникают.
Истечение понимается лишь как бедствие, а становление – лишь как нарастающая утрата. Так, бытие все больше и больше затемняется, и ночь, отрицательное, есть последнее в линии (эманаций), которое уже не возвращается к первому свету».
Совершенность Единого начала, одновременно используя неограниченную энергетику, выплескивает из себя саму Суть, чтобы остаться совершенной трансцендентной самобытностью. И в это же время для обновления своей ментальной сущности происходит возврат энергии на исходное место.
Этим самым Единое начало, оставаясь совершенным Абсолютом, преобразовывается в Единое, неотчуждаемое и неотделимое. Аналогичные свойства притягивания и отторжения приобретает от первоистока и все существующее в этом мире.
Единое проникает во всю сущность бытия, поэтому и существует похожесть материи притягиваться друг к другу и одновременно отталкивать от себя все инородное для тенденции сохранения индивидуальности. Эманация стирает границы. Ассоциируя с человеческой жизнью и воспринимая в широком аспекте, она определяется термином экстериоризации (от франц. exteriorisation – обнаружение) и опредмечивания производительных человеческих сил.
Для того чтобы научить ребенка читать, изначально надо продемонстрировать складывание букв в слоги и слова в визуальном восприятии, то есть как внешнее действие. Иначе необходимо экстериоризировать принцип чтения. Впоследствии, когда демонстрация внешнего действия изучена, она преобразуется в выполнение процесса чтения в уме, ребенок осваивает навык чтения «про себя».
Подобным образом, если необходимо осмысление какого-то понятия, то изначально экстериоризируют его смысл в аспекте уже знакомых или доступных определений, а потом сознание сворачивает усвоенные данные в общее значение. В опредмечивании идеи, умственных стратегий, усвоении смысла через доступные понятия можно интерпретировать принцип эманаций.
Противоположным понятию эманации считают имманацию, или снятие. Имманация – это отрицание в диалектике; отмена внутреннего противоречия в концепте формирования понятия; возврат явления в виртуальную реальность сил сущности; интериоризация (от франц. interiorisation – переход извне внутрь; лат. Interior – внутренний). Принцип снятия (от нем. Aufheben – отмена, Ideelle – снятое) имеет большое значение в учении Гегеля. Слово «Aufheben» в немецком языке имеет двойное значение: с одной стороны означает «сохранить, удержать», а с другой «завершить, прийти к окончанию». По философии Гегеля, сохранение подразумевает под собой негативный аспект, потому что для того, чтобы удержать нечто, у него отнимают индивидуальность, личную сущность, доступную для внешних влияний.
Разблокируйте денежный поток за 1 месяц: Древняя техника мандалы в современном мире
- Финансовый рост - увеличить доход
- Карьерный рост - получить повышение
- Источник денег - рост дохода через новые возможности
- Финансовая стабильность - всегда иметь достаточное количество денег
Придерживаясь этой теории, отмененное одновременно является сохраненным, но утратившим свою непринужденность, одним словом, измененным, но не исчезнувшим. Снятие осуществляется в процессе противостояния внутренних и внешних полярностей. В соответствии с неоплатонизмом эманация – это переход от высшего к низшему, иначе – деградация, упадок, спад абсолютного начала. Она контрастна подъему, прогрессу. Имманация как противоположное действие – возврат обратно от низшего к высшему. Она олицетворяет духовное действие к Единому началу.
Соотношение эманации и осознания
Сейчас остановимся на объяснении взаимосвязи осознания и эманаций. Оба этих действия имеют родственную основу – намерение первопричины. Эманации – это изначальное осознание, осознание – это последующие эманации. Для понимания: эманации в конкретных ситуациях формируют кокон, а осознание располагается в нем, как в божественном начале. Значит, осознавание эманаций превращается в осознание.
По сути, эманации в ограничениях коконом должны размеренно сиять осознаванием – нелокализованные так и растекаются. Но осознавание локализованных эманаций по правилам идентичности и притягивания образуют каплю, конкретнее – голограмму жидкого света.
По каким причинам это случается, не скажет никто, но в одной из версий предположено, что в электрической цепи при прохождении тока нагревание происходит там, где встречается сопротивление. Только неясно, что чему сопротивляется? Возможно, это сложные для опознавания области эманации. А противодействуют они поступающему без ограничений току опознавания эманаций, безвременности и безмерности эманаций.
Аналогичный процесс возникает и самими эманациями. Они скапливаются в коконе, конкретно в знаковых образованиях системы, именно там, где эманации пересекаются. Когда возникает огромное сопротивление, тогда и создается яркое свечение осознания. И, как следствие, сопротивлением в данном случае можно считать «скручивание», размещение эманаций внутри себя, исходная центровая точка.
Поэтому мы должны быть благодарны наличию интеллекта и ума, а также тому, что реальный мир сложен для человеческого восприятия. Если эти сложности и препятствия нас не сломают, то закалят точно.
Возможно, состояние «внутреннего эго» похоже на систему короткого замыкания, где сопротивление ничтожно по отношению к току цепи. С одной стороны, температура «внутреннего эго» рвется к безмерности, а с другой – происходит сильнейшее сопротивление. Именно этот диссонанс не дает случиться перегреву. Наша основная цель – не выйти из строя, а активировать систему короткого замыкания в режим среднего нагрева, чтобы охватить теплом весь кокон.
Читайте также: Значение руны Хагалаз
Без сомнения понятно, что сопротивление проводника обусловлено материалом, размером, сечением. «Эго» самостоятельно в состоянии изменить сопротивление току, сделать его меньше данными способами: усилением поперечного сечения проводника (понять, простить, принять) или увеличением протяженности проводника (избежание кармы, отдельное приятие).
Остановимся на важности такого закаливания осознания в качестве личного эго в центральной точке. Отчего бы осознанию не совершенствоваться, не находясь в конкретной локации? Допустим, в квартире стоит мощный электрический камин, он нагревает пространство от +12 до +20 °С, а это некомфортная температура – холодно. Каковы наши действия? При постоянных энергозатратах мы делаем камин более компактным, допустим, в 10 раз.
Что получаем в итоге? Обогреватель стал меньше размером, но температура прогрева увеличилась до +200 °С. То есть мы получили необходимую теплоотдачу из-за того, что градиент стал в 19 раз сильнее. Q1 = Q2 = uiT; Сmdt2/Сmdt1 = 19 раз. Квартира получила требуемое тепло.
Подытожим. Для чего все это нужно? Что необходимо осознать? К примеру, привычное «эго» (осознание) может воспринимать реальный мир (эманации). По факту, все это выглядит следующим образом: каждое осознание получает знания от эманаций, впитывая информацию, приобретая опыт, умения и сноровку в виде соединенного осознания.