Галаха является неотъемлемой частью иудаизма, которая регламентирует религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. Однако на самом деле это очень многогранное понятие, которое уходит корнями в многовековую историю.
Если дать общее определение этому понятию, то можно сказать, что это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности. Сегодня поговорим о Галахе подробнее.
Понятие «Галаха»
«Галаха» – это термин, имеющий арамейские корни. Изначально «галаха» образовано от корня הלך, «ходить» как существительное, а далее получило значение «закон», «принятый путь». Термин впервые встречается в Мишне, где он был применен в прямой форме. В арамейском переводе Библии Онкелоса мы встречаем его вновь уже в сопряженном сочетании. Здесь выражение «по праву дочерей» (Исх. 21:9) произносится в арамейском варианте как «ке-хилхат бнат Исраэль».
На первых порах термин «галаха» применялся в узком смысле и означал решение по конкретному поводу, постановление. С течением времени его семантика расширилась. Слово стало обозначать в целом правовую и религиозную систему иудаизма.
Развитие Галахи было обусловлено следующим противоречием. Постулаты Торы строго регламентировали все стороны жизни евреев. Формулировка их была четкой, никаких изменений или дополнений они не предусматривали. И это со временем перестало удовлетворять реальным потребностям жизни. Какие-то положения требовали либо четкого определения, либо подробного объяснения, а какие-то устарели и нуждались в адаптации к изменившимся жизненным условиям социального и бытового плана.
5 источников Галахи
Основой законодательства Галахи стали пять источников, которые иудаизмом рассматриваются как неравнозначные между собой. Это:
- Письменный Закон.
Он представлен 613 предписаниями Торы. Письменный Закон, по сути, являет собой сборник правовых, этических, ритуальных и других норм, взятых из разных мест Писания. Однако, как считают сторонники ортодоксального иудаизма, Письменный Закон изначально является цельным учением, представляющим собой выражение воли Бога, которая была им изъявлена на горе Синай при единственном своем явлении перед еврейским народом. Письменный Закон обладает неоспоримым авторитетом. Но чтобы понять смысл каждого предписания, нужно обращаться к положениям Торы, в том числе ее повествовательным разделам. Только с ее помощью удается разобраться в содержании предписаний, для верного понимания которых оказывается необходимым глубокое толкование.
Известное талмудическое изречение гласит: «Даже то, что сведущий ученик когда-либо изложит своему учителю [в объяснение Закона], уже было сказано Моисею на Синае» (ТИ., Пеа 2:6; Лев. Р. 22; ср. Мег. 19б). На первый взгляд оно кажется труднообъяснимым. Однако в нем содержится непоколебимая вера в Тору и восприятие ее как основы Галахи. Из этой фразы следует, что в Торе можно найти решение любой проблемы, возникшей в жизни. По этой причине и все другие постулаты Галахи, а также решения и правила, принимаемые галахическими авторитетами, считаются именно разъяснениями и уточнениями к основным 613 предписаниям.
- Установления, основанные на предании.
Галахическая традиция рассматривает предписания, содержащиеся в рассказах агиографов или словах пророков, как предания, дошедшие до нас через их авторов. Диврей каббала расшифровывается в буквальном смысле как «слова предания». Хотя и сказано: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедаю вам» (Втор. 4:2). Ритуальные или правовые установления, изреченные пророками или агиографами, не считаются нарушением библейских правил. Предполагается, что авторы получили их в качестве либо заповедей, даннах на Синае, либо как истолкование этих заповедей. Поэтому по значимости установления приравниваются к законам Торы.
- Устный Закон.
Устный Закон состоит из толкования Письменного Закона, законов халаха ле-Моше ми-Синай и логических дедукций (сварот). В отношении толкования Письменного Закона ученые Талмуда считают, что оно было доверено Моисею на горе Синай одновременно с Торой.
Раскройте секрет ваших денежных блоков и увеличьте доход уже в этом месяце



Истолкование сводов Письменного Закона производится посредством двух методов: толкование текста в его прямом смысле или через выявление скрытого смысла с помощью правил герменевтики. Первый метод является более авторитетным и приравнивается по значимости к Письменному Закону, поскольку считается безусловно переданным на Синае. Он принадлежит к разряду ми-де-орайта, что в буквальном смысле переводится как «из Торы». Второй метод обладает меньшим авторитетом, поскольку с выводами ми-де-раббанан (буквально «от раввинов») об истинном содержании текста соглашаются не все толкователи Талмуда, что является источником споров между ними.
Что такое халаха ле-Моше ми-Синай? Данный термин трижды упоминается в Мишне (Пеа 2:6; Эд. 8:7; Яд. 4:3) и часто употребляется в раввинистических источниках, в частности, в Гемаре, в том числе в виде аналогичных выражений. Термином халаха ле-Моше ми-Синай названы некоторые постановления, имеющие авторитет предписаний из Библии, несмотря на то, что они отсутствуют в Торе и не были выведены из нее посредством герменевтического толкования.
Примеры постановлений, приводимых в рамках халаха ле-Моше ми-Синай, доказывают свое древнее происхождение. Они содержат давно установившиеся нормы и известны для законоучителей только благодаря тому, что основаны на древней традиции. Практически все ученые периода средневековья толкуют халаха ле-Моше ми-Синай буквально. Однако есть и такие, кто обращает внимание, что достаточно большое число из отмеченных данным термином постановлений имеют более позднее происхождение. При этом их смысл настолько ясен, что предполагает однозначное толкование. По этой причине можно сказать, что по степени своей авторитетности они могут быть расценены так же, как если бы были открыты Моисею на горе Синай.
Когда отдельные халахоты определяются как свара, это означает, что содержащаяся в них информация должна быть принята на веру в качестве аксиомы. Она не нуждается в объяснении или каких-либо доказательствах из текстов Библии. Например, такое постановление, как презумпция права на владение, устанавливает, что сбор доказательств должен осуществляться истцом.
- Постановления софрим.
Ми-диврей софрим дословно переводится как «со слов писцов», а ми-диврейхем означает «с их слов». Этими терминами в талмудической литературе называют два вида халахот. Первый тип – это предписания, уже содержащиеся в Торе. При этом они разъяснены толкователями, которые жили в ранний послебиблейский период. Другая группа включает постановления, которых нет в Торе, но которые сами софрим приняли и ввели в жизнь людей. То есть это такканот (конкретные постановления, содержащие разрешение и поясняющие религиозные положения и законы Торы) и гзерот (запретительные постановления, которые стоят на страже нарушения этих положений и законов). Два этих вида халахот встречаются также и в выводах ми-де-раббанан.

до 16.03
- Обычай.
Опорными столпами для Галахи являются различные факторы, которые обладают неравнозначной авторитетностью. В талмудической литературе под словом «обычай» может пониматься следующее:
- общепринятый способ действия или форма, к которым прибегают, если требуется решить вопрос, недостаточно уточненный Галахой;
- принятый порядок, в соответствие с которым действуют, если расходятся мнения в части применения какого-либо закона Галахи;
- обычай, который противоречит теоретическим положениям Галахи, но на который опираются в своем обиходе люди, благочестивость которых вне сомнения;
- обычай, дополняющий Галаху и введенный законоучителями в определенные области религиозной, правовой или общественной практики.
Значимость обычая в установлении Галахи подтверждают следующие высказывания: «если... ты не знаешь сущности Галахи, пойди и посмотри, как поступает народ» (ТИ., Пеа 7:5 и в других местах), «обычай вытесняет Галаху» (ТИ., Иев. 12:1) и «обычаи наших предков суть Учение» (тосафот к Мен. 20б).
Развитие Галахи
Самым первых источником переданных Богом законов является Тора. В противоположность Письменному Закону в послебиблейский период возникает Закон Устный. Это и есть Галаха.
В соответствии с традиционными представлениями ортодоксальной литературы Моисей получил Галаху от Бога на горе Синай в качестве составной части истолкования Торы. Помимо этого, в Галаху вносит вклад сам Моисей, а после него и законотворцы и учителя последующих поколений. Изменяющаяся жизнь требует нормирования нерассмотренных в Торе вопросов. Мудрецы пишут законы, которые далее становятся частью Галахи. Все содержание Галахи в качестве Устной Торы передавалось из уст в уста на протяжении долгого времени, пока не было зафиксировано в Мишне.
Начало развития Галахи приурочивается к временам Эзры (Ездры). Именно в тот период Тора была принята евреями в качестве обязательного руководства для соблюдения в жизни.
Развитие Галахи было обусловлено ее актуальностью для людей, которые не всегда могли уверенно истолковать положения Торы и порядок их применения. Поскольку бытовые и социальные условия жизни менялись, требовались либо новые законы, либо истолкование существующих применительно к изменившейся ситуации.
Галаха развивается и сегодня. В процессе его формирования можно условно выделить несколько периодов.
- Ранний период.
Тора была провозглашена Письменным Законом между серединой V-го и началом VI-го века до нашей эры. Скорей всего, в это же время берет свое начало и Устное толкование Торы. Основоположником его ортодоксальной традиции считает Эзру, свидетельства о подобной деятельности которого содержатся в Библии (Езд.7:10,11). Развивалась ли Галаха до эпохи Хасмонеев – фактов об этом не сохранилось.
С большой долей вероятности можно предположить, что значительная роль в деле развития Галаха сыграли мудрецы Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Считается, что именно они получили от пророков Закон и передали его своим правопреемникам (Мишна, Авот 1:1). Также мужи Великого собрания разработали понятия Мидраш, применяемые в изучении Закона в его широком смысле, расширили Галаху и Агаду и установили некоторые религиозные обычаи. Нельзя недооценить и роль софрим. Так считает часть исследователей, например, основатели Великого Собора. Ценность работы софрим заключалась в формулировании ими галахических традиций и норм. Их деятельность была тесно связана с обучением Торе. В ходе толкования они исследовали текст Священного Писания и извлекали из него новые галахоты.
- Период таннаев.
Таннаи и амораи – так называли древнейших учителей Галахи, занимавшихся его толкованием. В этот период были сформулированы правила ее толкования. Это сделали Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель. Правила толкования помогали выводить Галаху из текстов Библии. Выведенная таким образом, она восходило к «Синайскому Откровению». Рабби Иехуда ха-Наси составил Мишну, который далее стал восприниматься как основной текст Галахи. Мишна сыграл большую роль, поскольку будущее развитие еврейского закона идет с опорой на него и комментарии к нему. На смену учителям таннаи и амораи пришли савораи, гаоны и софрим.
- Официальный статус в Государстве Израиль.
В настоящее время Тора и Талмуд в Израиле признаются на государственном уровне. Суды опираются на их положения как на один из источников гражданского права. Если требуется толкование при применении законодательства Кнессета, то также идет обращение к текстам из Торы и Талмуда.
Показательно заявление министра юстиции Израиля Яакова Неемана, сделанное им 10 ноября 2009 года. В частности, он сказал о том, государство будет и дальше опираться на законы, изложенные в Торе. Будут предприниматься шаги для возведения Галахи в основной закон страны. Он сказал: «Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами».
Историческое значение и авторитет Галахи
Роль Галахи вытекает из самой судьбы еврейского народа. Являясь избранной нацией, получившей заветы Господа, евреи все же испытывали беспрецедентные гонения. Объединению и сохранению ценностей иудаизма послужило создание того института, который смог в условиях негативного внешнего воздействия обеспечить народу развитие национального самосознания и сплоченности.
Галаха стала для евреев заменой утраченных атрибутов существования внутри независимого государства. Многие века Галаха являлась важным фактором, позволяющим сохранять целостность народа, разбросанного по разным уголкам мира.
В XIX веке традиционный религиозный критерий в жизни евреев был ослаблен. В иудаизме появилось много новых направлений. Это некоторым образом изменило отношение народа к Галахе. Например, реформизм в иудаизме признавал отдельные ее части, но при этом отрицал авторитет. Консервативный иудаизм трактовал Галаху в либеральном ключе, следуя духу динамизма ее развития в эпоху Талмуда. Необходимость следовать традиционной Галахе признавал только ортодоксальный иудаизм, видя в этом главную обязанность верующих. Ответ на все жизненные вопросы приверженцы данного течения предлагали искать лишь в Галахе.
После того как был провозглашен Израиль, разногласия в части отношения к Галахе особенно обострились. Немногочисленная часть населения придерживалась крайних ортодоксальных взглядов, согласно которым светская власть и законы не имели права на существование, если они не были основаны на традиционной Галахе. Подавляющее же большинство населения выступали за освобождение законодательной и правительственной деятельности от опоры на Галаху. Эти две полярные позиции до сих пор вносят раскол в современное еврейское общество.
Поэтому в настоящее время идет поиск новых путей, которые помогли бы сохранить сплоченность нации. Приверженцы крайних взглядов воспринимают отказ ставить Галаху в качестве основы власти и законодательства как фактор разобщения. Хотя на протяжении многих веков инструментом, обеспечивающим целостность народа, была Галаха.