Что такое осознанное сопереживание
В современном быстро развивающемся обществе количество контактов с людьми неуклонно растет. Но насколько продуктивны и комфортны эти связи, носит ли общение поверхностный или глубинный характер, насколько партнеры способны почувствовать, понять и поддержать друг друга? Помимо этого, в мире машин, роботов и искусственного интеллекта у человека главной конкурентной способностью становится умение сопереживать, высокий уровень эмоционального и социального интеллекта.
Осознанное сопереживание эмоциональным состояниям другого человека, возможность расшифровать, что чувствует другой, а также проявить сострадание и назвали эмпатией.
98% наших учеников заметили радикальные изменения благодаря ним.
бесплатно
Почему человек способен к проявлениям эмпатии
С физиологической точки зрения эмпатийный процесс довольно сложен. В коре головного мозга человека присутствуют зеркальные нейроны, с помощью которых отражаются эмоции живых существ. Зеркальные нейроны активизируются как при осуществлении конкретных действий, так и просто при рассматривании действий другого. Человек понимает эмоции партнера, как если бы он сам их испытывал. За расшифровку посторонних чувств отвечает миндалевидное тело в головном мозге, а за обработку поступающей информации - фронтальная кора. Способность к эмпатии, по мнению многих исследователей, заложена в человека генетически. Но это как предустановка. На развитие сопереживания, на его уровень будет влиять стиль воспитания в родительской семье, эмпатия самых близких людей, их реакции на первые эмоциональные проявления малыша.
Склонность к сопереживанию не имеет прямой корреляции с интеллектуальным уровнем развития, не зависит от умственных способностей. Волевые усилия также не могут повлиять на сочувствие по отношению к другому человеку. Мы не можем заставить себя сопереживать. Иногда человек только изображает внешние проявления эмпатии, может говорить поддерживающие и ободряющие фразы. Но если внешние действия не соотносятся с внутренними чувствами, то интуитивно другой человек это сможет уловить.
Существование у человека сопереживания свидетельствует об осознанности личности, ее психическом здоровье, адекватной самооценке, любви и уважении к себе и другим людям.
Существуют несколько видов эмпатии
- Эмоциональный вид. Человек понимает чувства другого, должным образом на них реагирует, испытывает сочувствие и сострадание, а также беспокоится об эмоциональном состоянии партнеров по общению. Люди с развитым эмоциональным видом эмпатии могут устанавливать глубокие связи с другими личностями. Чужая боль воспринимается ими как личная трагедия.
- Интеллектуальный вид. Человек на когнитивном уровне распознает и понимает чувства других людей. Он воспринимает другие точки зрения, изучает и анализирует эмоции и поведение людей. Благодаря этому человек эффективно общается и адекватно анализирует информацию, поступающую из окружающего мира. Интеллектуальный вид эмпатии позволяет становится лидером в команде.
- Интуитивный вид эмпатии помогает человеку прогнозировать эмоциональный ответ другого на разные ситуации. Люди с развитым интуитивным видом общаются очень тактично, уважают личные границы. Они успешны в управленческой сфере, в психолого-педагогической и воспитательной деятельности.
У человека может развиваться как один из видов эмпатии, так и три одновременно. Но стоит учесть, что личность иногда сопереживает чувствам другого (эмоциональный вид), но не разделяет и не понимает другую точку зрения (интеллектуальный вид).
Способность сопереживать не является застывшей величиной, она может развиваться.
Отмечают несколько уровней сопереживания
- Высокий уровень
Все эмоции других людей принимаются очень близко к сердцу, сильно испытывается острота чувств. У людей с высоким уровнем эмпатии нервная система быстро истощается, наблюдаются перегрузки, поэтому целенаправленно стремиться к развитию высокого уровня сопереживания не стоит.
- Низкий уровень
Можно обнаружить у эмоционально холодных, "черствых", безразличных людей. Сопереживать другим людям они не умеют, хотя на рациональном уровне понимают невербальные (мимика, жесты) средства общения. В некоторых случаях уровень эмпатии снижен вследствие уменьшение объема миндалевидного тела, например, у людей с расстройствами центральной нервной системы, страдающих от различного рода психопатий, нарциссизма, аутизма.
- Средний уровень
Позволяет распознавать и понимать эмоции других. Человек со средним уровнем эмпатии стремится помочь в ситуациях необходимости. Присущ психически устойчивым людям.
Почему стоит развивать эмпатию?
Сопереживание представляет собой мощное средство для развития и улучшения отношения с близкими, коллегами, с самим собой и миром в целом.
Для близких людей эмпатия позволяет выстроить доверительную и надежную среду общения, поскольку мы можем заметить надежды, эмоции, страхи, переживания друг друга. Подобное поведение способствует заботливому и заинтересованному взаимодействию. Для родителей навык эмпатийного слушания становится незаменимым. Также понимания других людей, их точки зрения и эмоции позволяет развивать гибкое мышление, навыки сотрудничества. Восприятие мира расширяется, умственные способности развиваются и улучшаются. Через сочувствие к другим человек начинает понимать и принимать собственные эмоции.
Помимо межличностных отношений сопереживание важно и для построения деловых взаимодействий. Эмпатия помогает выработать доверительные коммуникации в коллективе, снизить риски развития конфликтных ситуаций. Руководители - эмпаты способны повышать мотивацию своих сотрудников, применяя эффективный стиль руководства для каждого работника.
Для профессионалов в отраслях, связанных с человеческим общением, понимание и сопереживание становятся ведущими факторами успешности в карьере. Сложно представить, насколько без эмпатии может состояться в профессии продавец, психолог, педагог, врач, лектор.
Если человек стремиться реализовать себя в семейной, профессиональной, дружеской сфере, то умение сопереживать необходимо развивать.
Что же мешает усиливать эмпатические навыки?
- Патологические процессы в личностной сфере
Причиной отсутствия или низкого уровня эмпатии могут быть психопатии, нарциссическое расстройство личности, инфантилизм, шизофрения.
- Отсутствие физических и психических ресурсов
- Алекситимия
Человек затрудняется в различении и описании своих и чужих эмоций. Явления алекситимии наблюдаются у двадцати трех процентов населения. Причина может быть связана с воспитательной системой в семье, в которой чувства ребенка подавляются, а эмоциональные проявления воспринимаются как слабость. Люди с алекситимией испытывают гамму чувств, но не способны описать и понять их причину.
- Отсутствие навыка выражения сопереживания
Человек понимает свои и чужие эмоции, сопереживает другим, но ему сложно выражать поддержку людям. Начиная с младенческого возраста ребенок испытывает большой диапазон эмоций. Что с ним происходит, могут помочь описать близкие взрослые люди, продемонстрировать, как выразить свои переживания наиболее приемлемым способом для себя и окружающих. Рассказывая малышу о его чувствах, о переживаниях других людей, героев мультфильмов, выражая внимание и заботу о других членах семьи, взрослые формируют представления об эмоциональной сфере людей, учат сочувствую и способам взаимопомощи и поддержки. Осознанное сопереживание можно сформировать к семи годам ребенка. А в дальнейшем укреплять и тренировать навыки эмпатии.
Человек, находящийся в стрессовых ситуациях, чувствует себя усталым и истощенным. Сопереживать и помогать другим людям он просто не в состоянии. Это явление носит временный характер. После восстановления ресурсов человек вновь способен развивать эмпатию.
Какие способы развития эмпатии существуют?
- Развивайте коммуникативные навыки. Чем шире круг общения, тем больше тренируется наблюдательность за реакциями людей, повышается интерес к жизни партнеров по общению, развивается способность к пониманию других и умение им сопереживать. Для этого больше знакомимся, разговариваем с людьми. Можно подписываться на различные профили людей в социальных сетях. По возможности иногда отправляться в путешествия. Если человеку сложно общаться, он застенчив, стоит посетить тренинги общения, которые проводятся под руководством профессиональных психологов с различными возрастными группами.
- Изучайте невербальные средства общения, к которым относятся мимика, жесты, позы, походка, выражение и контакт глаз, особенности голоса, способы оформления внешности. Для понимания невербальных средств необходимо внимательно смотреть за действиями своего собеседника, не отвлекаясь на гаджеты. Отмечайте типичные жесты и мимику в различных ситуациях. Время от времени можно уточнять у партнера, что он чувствует, отслеживая его неречевые средства. В некоторых ситуациях можно попробовать незаметно "зеркалить" (повторять) позы собеседника, поскольку при повторении языка тела другого человека лучше понимаются его эмоциональные состояния. Для изучения невербальных способов выражения чувств можно ознакомиться с книгой Алана Пиза "Язык телодвижений"..
- Используйте активное слушание. Это умение сосредоточенно слушать другого человека, внимательно относиться к содержанию разговора. При активном слушании мы не пассивно получаем информацию, а участвуем в беседе: поддерживаем партнера, смотрим ему в глаза, задаем вопросы, киваем головой.
- Читайте художественную литературу, с помощью персонажей которой можно научиться понимать мысли других людей, ставить себя на их место, сопереживать им. При чтении художественных рассказов у человека активизируются те же области головного мозга, которые включаются в работу и при общении с другими людьми. Поэтому знакомство с художественной литературой, посещение театров и кино улучшают способности к сопереживанию.
- Научитесь осознавать и проявлять свои чувства. Отслеживайте свои эмоции и называйте их: "Я радуюсь", "Я злюсь", "Мне обидно", "Я разозлилась". Можно вести дневник эмоций, в которой по мере возникновения потребности записывать свои переживания в различных ситуациях. При общении важно делиться с собеседником своими чувствами. Это позволяет расслабиться, снять напряжение и ощутить сопереживание.
- Сосредотачиваться на проживании текущего момента. Сонастроиться с чувствами другого человека возможно при развитом самоконтроле и самосознании. Для развития эмпатии уделяйте внимание практикам осознанности (медитациям, дыхательным упражнениям).
- Регулярно общайтесь с животными и природой. Взаимодействие с домашними животными позволяет с детских лет установить связь с окружающим миром, постигать навыки невербального общения, интуитивно настраиваться на другой субъект. Коммуникация с природой и животными позволяет снять эмоциональное напряжение, улучшает навыки сопереживания.
Для активного слушания можно использовать различные приемы:
-" Угу" - поддакивания.
- Повторы слов собеседника
- Задаем уточняющие вопросы, особенно о том, что чувствовал человек во время события, о котором он рассказывает
- Выдерживаем паузу, чтобы собеседник смог подобрать нужные слова, не торопим его
- Используем парафраз. Пересказываем основную мысль своими словами
- Употребляем Я-высказывание. В ответ на полученную информацию мы говорим о своих чувствах, которые она вызвала, принимая и осознавая собственную ответственность
- "Отражаем" собеседника с помощью невербальных средств общения: смотрим в глаза человеку, повторяем позу, в которой он сидит
- Подводим в конце разговора основные итоги, кратко выражая главные мысли
Эмпатия не означает полную ориентацию на чувства и состояния другого человека. Важно научиться понимать и принимать, в первую очередь, самого себя и свои ощущения, чтобы потом проявить сострадание к другому и помочь ему по мере своих возможностей. Полное погружение в другого рождает созависимость, а не эмпатию.
Мини-тест для определения уровня эмпатии
С помощью небольшого теста попробуем определить свой уровень эмпатии (источник: https://www.psychologies.ru/tests/test/894841/). Для ответа на каждый вопрос выберите один из предложенных вариантов - А, B, C.
- Что вы испытываете, когда видите сильно расстроенного человека?
- Как вы ведете себя, когда все вокруг нервничают?
- Переживаете ли вы за героев фильмов и книг?
- Зависит ли ваше настроение от настроения окружающих?
- Вы расстраиваетесь, когда видите беспомощных пожилых людей или инвалидов?
A. Ничего, мне тяжело почувствовать чужую боль
B. Переживаю, но не испытываю тех же чувств
C. Принимаю страдания близко к сердцу
A. Не поддаюсь панике
B. Сначала сопротивляюсь, но в итоге тоже начинаю беспокоиться
C. Тоже начинаю переживать, порой сильнее окружающих!
A. Нет, это просто выдумка
B. Не всегда, только если ситуация мне близка
C. Да, проживаю вместе с ними все эмоции
A. Нет, я сам(а) себе режиссер
B. Иногда
C. Да, я подстраиваюсь под настроение других
A. Мне и своих проблем хватает
B. Да, это действительно грустно
C. Конечно! Стараюсь чем-то помочь, а потом еще долго о них думаю
Больше ответов А - низкий уровень эмпатии. Человек не очень внимателен к эмоциям других. Это позволяет сохранять эмоциональное равновесие, но собеседники могут оценивать такого партнера как грубого и жестокого, который не впускает в свою жизнь других людей вследствие низкого уровня доверия.
Больше ответов В - средний уровень. Человек помогает другим, это не вызывает затруднений. Но если чужие проблемы слишком сильно эмоционально затрагивают, срабатывает механизм защиты, эмпатия на время притупляется.
Больше ответов С - высокий уровень. Человек ощущает чужие эмоции острее, чем собственные. Проблемы других людей серьезно влияют на психологическое самочувствие. Великодушие может привлечь мошенников или подлых людей.
Эмпатия является одним из важнейших социальных умений человека, позволяющее понимать, сопереживать и помогать другим людям. Это мост, который соединяет людей и помогает существовать как отдельному человеку, так и обществу в целом. Понимая мысли и чувства других людей мы способны любить, дружить, развивать социальные контакты. С помощью определенных способов эмпатию можно развивать в любом возрасте