Хасидизм как ответвление иудаизма

Создано - 11.07.2022 15

В этой статье:

  1. История и описание хасидизма
  2. 15 особенностей хасидизма
  3. Отличия представителей хасидизма от других евреев
  4. Хасиды – мужчины и женщины

Хасидизм относится к иудаизму и является одним из направлений этой религии. В любой стране мира, в особенности с еврейскими «отголосками», можно встретить хасидов. Эти ультрарелигиозные евреи обращают на себя внимание. Они характерно одеваются, ведут себя развязно.

Сегодня поговорим о том, как появилось это течение и на чем оно основано, а также рассмотрим основные внешние признаки хасидов.

История и описание хасидизма

Хасидизм – это ответвление от традиционного иудаизма. «Хасид» с идиш означает благочестивый, милосердный. Главный признак хасидизма – это прекрасное расположение духа, жизнерадостное восприятие реальности и эмоциональные молитвы, при которых, по их мнению, происходит слияние с Богом и очищение от всех грехов.

У хасидов существуют внутренние законы, которые они чтят при любых обстоятельствах. Заповеди Торы они стараются исполнять наиболее красивым способом. Этот метод носит название «мехудар». Хасиды уверены, что являются народом, избранным Богом. Они опровергают причастие Иисуса Христа к мессии, считая его земным человеком, и пребывают в массовой готовности к приходу царя Израиля.

История и описание хасидизма

Хасидизм возник в XVIII веке на территории Речи Посполитой. Его основал рабе Исраэль бар Элиэзер Баал-Шем-Тов, более знаменитый как Бешт. Впоследствии развитием этого течения занимался Дов Бер, который добился объединения всех последователей в одно религиозное братство.

Истоки хасидизма берут начало в каббалистическом учении. Каббализм же, в свою очередь, – это неотъемлемая часть Торы, которая не нашла воплощения в привычном человеческом мире. Но концепция не ушла в небытие, а дала ростки во многих иудейских учениях, в том числе оказала влияние на отдаление хасидов от иудаизма.

15 особенностей хасидизма

  1. Любовь к еврею – אהבת ישראל.

Баал-Шем-Тов считает важным определение, что «всякий еврей – это все равно еврей». И что уважение и любовь к представителям этой нации нужно проявлять независимо от их социального положения, уровня знаний или наличия грехов. Это суждение противоречит многовековому понятию, что знатоки Торы должны жить обособленно от простых евреев, а грешник никогда не сможет приблизиться к праведнику.

  1. Ребе – רבי.

Хасиды испытывают мистическую связь с праведным наставником (ребе), которому преданны всей душой. Это одно из основных отличий от остальных иудейских течений – чтить Божьего представителя на земле. Некоторые оппоненты считают, что значимость ребе совершенно излишняя, важнее самим быть «хасидом Всевышнего», но не отрицают, что есть необходимость в наличии мастера, который будет руководить.

  1. Вера – אמונה.

Хасиды убеждены, что веру в Бога нужно укоренять. Для этого важно прилагать над собой усилия и самосовершенствоваться. Усердная одухотворенная молитва – это дорога к благодати. Хотя многие считают это мнение недостойным внимания.

  1. Уверенность – בטחון.

Бешт уверен, что необходимо полагаться на Божью милость независимо от обстоятельств. Всевышний непременно пошлет не только счастье, но и материальные блага, даже если сам человек думает, что он недостоин. Именно он отправлял своих последователей обучаться уверенности у простых евреев и максимально прививал это качество у хасидов, хотя другие конфессии такого не придерживались.

15 особенностей хасидизма

  1. Воодушевление – התלהבות.

Хасиды пропагандируют чистоту душевных помыслов, прилив энергии и жизнерадостность. Они верят, что эти качества помогают истинному еврею исполнять законы Торы. Считается, что Писание должно читаться с воодушевлением и радостью, а не быть трудовой повинностью. Хотя другие представители иудейства придерживаются мнения, что для изучения Торы достаточно терпения и усердия.

  1. Радость – שמחה.

По канонам хасиды обязаны пребывать в радостном состоянии. Более того, благоприятное расположение духа должно присутствовать в любое время суток и при всяких жизненных обстоятельствах. Дела идут кувырком, здоровье пошатнулось, денег нет? А ты улыбайся, потому что это закон. Сторонники других иудейских учений думают, что излишняя веселость мешает богоугодно придерживаться заповедей и вести образ жизни, достойный благочестивого еврея.

  1. Хорошие черты характера – מידות טובות.

В хасидизме уделяется много времени на «исправление отрицательных качеств». Приверженцам течения необходимо приложить максимум сил и усердия для избавления от отрицательных черт характера в межличностных отношениях друг с другом, а также искоренить все негативное в связи между человеком и Богом. Существует много поучительных притч о том, как Баал-Шем-Тов обучал своих учеников хорошим манерам посредством простых, скромных обывателей. Хотя другие делали акцент на изучение Торы, а потом уже на борьбу с отрицательным характером.

  1. Хасидские истории – סיפורי חסידים.

Хасидизм учит прислушиваться к историям и уметь их рассказывать. Это поучительные случаи, которые наглядно демонстрируют положительные примеры и прививают достойное поведение. В хасидских историях обязательно проходит сюжетная линия веры в Бога и уважения к традициям. Человека, умевшего доступно и интересно излагать поучительные истории, уважали единомышленники. Люди в других религиозных течениях думали, что тратить время на рассказы бессмысленно, лучше посвятить его на изучение Торы.

  1. Задушевные хасидские напевы – ניגוני-נשמה.

Исполнение напевов («нигунов») – это важная составляющая повседневной жизни хасидов. Основатели учения сами составляли эти напевы и учили их исполнять других. В понимании хасидизма «нигуны» необходимо петь как соло, так и хором в значимые даты и после субботней молитвы. Другие считали, что знатоки Торы не должны размениваться на «песни и пляски».

Задушевные хасидские напевы – ניגוני-נשמה.

  1. Хасидское застолье – התוועדיות.

Все хасиды систематически встречаются на хасидских застольях (на иврите «итваадут», а на идиш «фарбрейнген»). Там они весело проводят время, слушая рассказы, исполняя напевы, а крепкие напитки употребляют в сопровождении «лехаим» – тоста за здравие и жизнь. На стол подаются всевозможные национальные блюда и закуски, которые на родном языке называют «фарбайсен». Такие встречи проходят в атмосфере дружбы и взаимопонимания. Если тема разговора затрагивает пороки или недостатки другого человека, то обсуждение происходит без негатива и отрицательных эмоций. Другие ответвления иудаизма не поддерживают застолья, считая их излишествами.

  1. Молитва и Тора – תפילה, ביחס לתורה.

Молитва для хасидов – это священный ритуал разговора с Творцом. Они ответственно готовятся к ее проведению, обязательно дают заповеди о пожертвовании (цдаху), считая их актом восстановления справедливости. Молитвы читаются сосредоточенно и проникновенно. Хотя представители других конфессий думают, что главная задача иудея – изучение Торы, а молитва – дело второстепенное.

  1. Законы молитвы и намерение в молитве – דיני התפילה או כוונת התפילה.

Значимость намерений в молитве имеет серьезную основу в хасидизме. Сторонники считают, что молиться никогда не поздно, даже если общая молитва закончилась и придется заниматься этим в одиночку, потратив больше времени, чем обычно. При необходимости можно подкрепиться перед молитвой, съев фрукты или сдобу, потому что к ее исполнению нужно подходить основательно, а произносить старательно, не отвлекаясь на посторонние мысли. Такие догмы идут в разрез с мнением приверженцев других течений, считающих, что необходимо молиться в миньяне в положенное время и на голодный желудок.

  1. Изучение Торы ради самой Торы – לימוד שלא לשמה.

В высших религиозных учебных заведениях (йешивах) бытует мнение, что изучать Тору надо не по степени заинтересованности, а по необходимости «что-то вложить в голову ученика» для достижения его значимости, например, чтобы стать в итоге начальником, авторитетным человеком или руководителем самой йешивы. То есть использовать Тору не как кладезь мудрости, а как ступень для достижения социальной важности. Хасиды же, в противовес этому мнению считают, что познание Торы способствует ускорению связи еврея с Богом. Необходимо не допустить наступления момента ошибочного ощущения собственного величия от познания Священной книги.

Изучение Торы ради самой Торы – לימוד שלא לשמה.

  1. Цимцум и ашгаха пратит – צמצום כפשוטו, והשגחה פרטית.

Миснагдим (противники хасидизма) всегда утверждали, что Всевышний не обитает в реальном мире, а только контролирует некоторые процессы. Они убеждены, что Бог не вникает в сущность нашего бытия, а руководит общей картиной мира. Аналогичное суждение было и у многих еврейских религиозных лидеров до появления хасидизма. Оно противоположно мнению хасидов, ведь они думают, что Творец находится везде и одновременно, ведь даже капля дождя не упадет с неба без его ведома. И Бог стоит за любым проявлением или событием – от глобальных катастроф до мелкого жизненного обстоятельства, потому что все происходит по замыслу Божьему.

  1. Отношение к миру – היחס לעולם.

Звание «прушим» («отделенные») присваивалось мудрым людям, которые решали посвятить свою жизнь служению Всевышнему и изучению Торы. По личному усмотрению они отделялись от общества, уходили от семьи и близких, оставляли свою деятельность и привычное место проживания, придерживались поста и аскетизма. Хасиды, наоборот, уверены, что, поскольку Бог находится с нами в одном мире, то, чем глубже погрузишься в повседневную жизнь, тем ближе будешь к Всевышнему.

Праведность можно найти среди нас, радуясь и восхищаясь каждым мгновением жизни. И обязательно надо благодарить Бога за посланное здоровье и финансовое благополучие. Хасидизм держится на вере в то, что Всевышнего можно найти везде, даже в общении с людьми другой нации или вероисповедания.

Отличия представителей хасидизма от других евреев

Традиционное одеяние хасидов и их своеобразные ритуалы имеют существенные отличия даже в израильском еврейском обществе. Многие люди узнали о существовании такой веры после просмотра сериала «Неортодоксальная», созданного на реальных событиях из жизни Деборы Фельдман. Но не всем понятна разница между хасидами и остальными иудеями.

В чем основной смысл этого вероисповедания?

Во-первых, хасиды убеждены, что все мироздание – это неотъемлемая часть Всевышнего и что все явления в нем проходящие. Какое бы зло ни произошло, оно все равно закончится. Поэтому любой грешный человек может очиститься от пороков и соединиться с Богом. Основная цель хасидов – стать с Господом одним целым. Они считают, что этого можно достичь при помощи искренней молитвы и танцев.

По мнению хасидов, эмоциональная молитва имеет большее значение, чем соблюдение заповедей Торы и познание ее текстов. Такое суждение вызывало негатив среди приверженцев традиционного иудаизма.

Отличия представителей хасидизма от других евреев

Во-вторых, хасиды верят, что духовного лидера общины, цадика или раввина связывают невидимые ментальные нити с каждым членом братства. Для каждого хасида цадик это не только вождь и учитель, но еще и посланник Бога на Земле. Никакие земные дела и заботы не должны касаться руководителя общины, его главная задача – поддерживать непрерывную связь с высшими силами, а о содержании позаботятся единомышленники. Титул цадика наследуется мужчинами семьи, отец передает бразды правления сыну, тесть – зятю. Классические иудеи же не делают культ из цадиков или раввинов, это – политика хасидизма.

В-третьих, хасидизм придерживается непоколебимого антисионизма. Даже если этот факт вызывает недоумение, но хасиды высказывались против образования единого еврейского государства с начала XX века, никогда не участвовали в революции и гражданских войнах.

Свою точку зрения они разъясняют теорией о том, что образование настоящего Израиля возможно только при участии Бога. И пока он не явился перед людьми, все попытки создать это государство являются наглым вмешательством в Божий промысел. Более того, хасиды считают, что ивриту нельзя присваивать статус официального языка страны, потому что он создан для общения с Богом молитвами, песнопениями, а не для политических дебатов.

Хасидисты придерживаются своей традиционной одежды уже более трехсот лет, она состоит из рубашки белого цвета, темных брюк, пиджака, пояса и шляпы. В праздники и значимые даты мужчины надевают меховые шапки. На ногах у них обувь без всяких застежек и шнурков, галстуки не носятся принципиально из-за того, что напоминают крест. Усы, борода и пейсы – неотъемлемые атрибуты облика настоящего хасида. Женщины-хасидки покрывают голову платками, используют парики или бреют голову налысо.

В 80-е годы прошлого столетия хасиды прониклись новым витком в развитии религиозных доктрин. Считалось, что настоящий хасид должен всего себя посвящать изучению Торы и до 40 лет не отвлекаться на профессиональную деятельность. Из-за своей многочисленности хасидские семьи жили преимущественно на пособия и государственные выплаты.

Такое стечение обстоятельств наряду с антисионизмом имеет отрицательное отношение к нему остальных евреев и представителей других вероисповеданий. Основные оппоненты хасидов– литваки – постоянно вступали с ними в конфликты и стычки.

Хасиды – мужчины и женщины

  • Хасиды-мужчины.

Основной предмет одежды – сюртук или фрак, не имеющие карманов, с расположением пуговиц слева, так в привычном мире обычно застегиваются женщины.

Второй важный элемент – накидка четырехугольной формы, обшитая по краям кистями, надевают ее через голову. Под накидку натягивается белая рубашка, а кисти должны располагаться поверх брюк. Она носит название арбеканфес (другое название – талип катан). Брюки-панталоны мужчины заправляют в чулки, потому что грязь не должна касаться тела хасида.

На фотографиях можно заметить, что у каждого мужчины на голове присутствует головной убор. В основном, это черные шляпы разной формы, качества и материала. По факту этих атрибутов одежды существует 34 разных вида. Все они подчеркивают конкретную принадлежность к общине, положение в обществе, престиж и репутацию. Возрастные хасиды, живущие в Польше и России, надевают специально скроенные кепки.

Нужно отметить небольшую шапочку, которая называется «ермолка» (от «йема малка», в переводе «боязнь Всевышнего»), второе название шапки – кипа. Представители каждой общины носят кипу индивидуального покроя, как знак отличия. Но они все, даже отличаясь материалом, цветом или фасоном, обозначают сдержанность, покорность и обязательное почтение к Богу.

Еще один вид головного убора – штраймбл, он представляет собой обязательный атрибут национального костюма, состоящий из мехового цилиндра. Разнообразие моделей насчитывает около 20 видов. Их используют по торжественным случаям, к примеру, надевают на свадьбу, застолье или на встречу с цадиком.

  • Хасиды-женщины.

Хасиды – мужчины и женщины

В семьях хасидов мужчина отвечает за внешний вид своей женщины, который должен соответствовать нормам морали и традициям. Основное требование – прятать открытые участи тела и голову под покровом одеяний. Если женщина не прикрыта, то может ввести мужчину в искушение, что отвлечет от чтения молитв и познания Торы.

Женские волосы обязательно должны быть спрятаны, потому что, по мнению хасидов, – это наиболее соблазнительный элемент женского естества. Даже небольшая открытая прядь волос может отвлечь мужчину от богоугодных дел и обречь на греховные помыслы. Многие хасидские женщины поэтому бреют голову под ноль. Ношение платков – обязательное требование к женщинам-хасидам.

В некоторых общинах существуют строгие законы дресс-кода женщины, который распространяется даже на маленьких девочек. Если требование не соблюдаются, то нарушительница получает всеобщее осуждение, а ее мать – наказание. Самое суровое требование к одежде женщины – это ношение никаба. В этом случае замужняя дама покрывает себя длинным черным платком, закрывая даже руки и лицо.

Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что основная идея хасидизма в том, что мало родится евреем, надо им быть и снаружи, и внутри. Вся сознательная жизнь хасида сводится к изучению Торы и поддержанию через нее связи с Богом.

К списку статей
Читайте также
Записаться в Arcanum