Колесо года Лугнасад (Ламмас): ритуалы, традиции, значение праздника

Создано - 23.06.2022 40

В этой статье:

  1. Что это за праздник Колеса года Лугнасад (Ламмас)
  2. Традиции и обряды в Лугнасад
  3. Еда в Лугнасад
  4. Магия Лугнасада
  5. Аналоги праздника Лугнасад у славян

Колесо года делает поворот и в начале августа природа уже начинает готовиться к зимнему сну. Лугнасад, или Ламмас, приходится на пору сбора урожая. Это один из главных кельтских праздников, который имеет общие корни с праздниками начала жатвы у других народов мира.

Дни становятся все короче, ночи холоднее. Семена осыпаются, чтобы взойти через год и дать новый урожай. О том, какие мифы связаны с положением Колеса года в Лугнасад, какие традиции и ритуалы связаны с этим праздником и как на территории России отмечали и отмечают этот день, читайте в нашем материале.

Что это за праздник – Колесо года Лугнасад (Ламмас)

От мала до велика – все радовались долгожданному празднику Колеса года – Лугнасаду (Ламмасу). С его приходом заканчивался период нехватки продовольствия, когда приходилось доедать скудные прошлогодние запасы в ожидании нового урожая. А ведь на дворе был июль – самое время, когда нужно было сделать запасы сена для скота на зиму. Страда отнимала у крестьян последние силы.

Что это за праздник – Колесо года Лугнасад (Ламмас)

1 августа, когда созревают первые плоды и в природе появляются легкие намеки на близость осени, наступает праздник Лугнасад. Это время, когда сильный жар от раскаленного солнцем воздуха постепенно спадает, уступая место долгожданной прохладе.

Этот языческий праздник считают одним из самых древних, ведь люди издавна почитали щедрую матушку Землю и ее плодородие. Поскольку народы к тому времени отказались от кочевого образа жизни, плодородие прочно вошло в их жизнь, позволяя им не просто выживать, но и процветать. Люди понимали, что без щедрости земли их жизнь невозможна, поэтому изо всех сил старались задобрить силы природы, расположить их к себе. В ход шли даже приемы кельтской магии.

Еще в далекой древности люди считали, что богиня-мать заботится о земледельцах, наделяя их земли плодородием, и с благодарностью поклонялись ей. До наших дней дошла информация о том, как греки поклонялись Деметре – богине плодородия и покровительнице всего живого.

В мифе о Деметре и Персефоне отражена суть поклонения матушке-земле: мрачный Аид, владыка царства теней умерших, выкрал прекрасную дочь Зевса и Деметры. Мать очень тосковала по Персефоне, и это привело к тому, что прекратился всякий рост на земле, прежде плодородные поля опустели, воцарился голод, от него стали умирать люди. Человечеству грозила гибель. Тогда Зевс решил, что Персефона будет жить с Аидом только треть года, а остальное время будет проводить в родительском доме, рядом с матерью. Так и повелось: в то время, когда Персефона находилась вместе с Деметрой, земле возвращалось плодородие, все вокруг цвело и плодоносило. А когда возвращалась к Аиду, природа замирала, наступала зима.

Этот праздник имеет несколько вариантов названия:

  • Лугнасад;
  • Ламмас;
  • Лунаса;
  • ЛлаЛлуанис;
  • ГвилАвст (праздник в августе).

«Лугнасад» в переводе означает «свадьба Луга». Речь идет о кельтском боге Луге, покровителе воинов, ремесленников, символе благодатного солнечного света и тепла. По преданию, он назначил этот праздник после смерти Таилтины, своей мачехи, в память о ней.

1 августа приступали к сбору урожая с полей. Крестьяне радовались, видя, как гнутся к земле спелые колосья под тяжестью вызревших зерен, и принимались за жатву.

К процессу сбора урожая, специально для этого спускаясь с гор, подключались и скотоводы. В этот же день наводился порядок с поголовьем овец в стадах: молодняк отделялся от взрослых животных. Ягнят даже относили в церковь для благословения, но такого обычая чаще придерживались английские фермеры.

Традиции и обряды в Лугнасад

В праздновании Колеса года – Лугнасада (Ламмаса) были интересные особенности: первый сноп пшеницы проходил специальный обряд жатвы. Затем пшеница обмолачивалась, зерно мололось и замешивалось тесто, которое тотчас же отправлялось в печь. Та семья, которая первая успевала собрать урожай, делала из колосьев зерновую куколку и передавала ее следующему семейству, закончившему жатву. Так куколка передавалась из семьи в семью до тех пор, пока сбор урожая не заканчивался.

Традиции и обряды в Лугнасад

После окончания страды приключения куколки не завершались. 1 февраля, в праздник Бригит, ее укладывали в постельку в корзине с хлебом или бутылью виски и ходили по домам. Люди верили, что таким образом они ускорят приход весны. В Шотландии этот обычай выглядел немного иначе: младший из детей плел куколку из последнего сжатого пучка пшеницы.

  1. Защита скота.

В канун праздника Колеса года совершались ритуалы для сохранения здоровья скота, сохранения его от хищников:

  • коровьи уши и хвосты мазали смолой;
  • хвосты украшали синими или красными нитями;
  • читали заговоры над выменем.
  1. Ярмарки.

Лугнасад совпадал со временем проведения различных ярмарок, на которых продавались сыры, мед, лошади, зерновые, пр. Тут же можно было нанять подходящих работников для сбора урожая. Конечно же, ярмарки не обходились без народных гуляний и различных увеселений.

Были на них и состязания. Любовью публики пользовались забеги на скорость на неоседланных лошадях.

  1. Ритуальное игровое сражение.

Устраивались и ритуальные сражения: этот обряд тоже имел свое сакральное значение. На холмах заранее сооружались крепости из земли и дерна. В праздник, вооружившись дубинками, пастухи начинали боевые действия. Каждая из команд старалась первой снять флаг с крепости противника, а вместо него установить свой.

«Битва» протекала шумно, весело, зачастую с руганью и потасовками. В конце же все мирились, пожимая друг другу руки.

  1. Цветы.

В праздник Колеса года Лугнасад (Ламмас) девушки украшали себя венками и гирляндами из цветов, собранных в долинах. Это делалось для того, чтобы «послать последний привет лету». А на следующий день цветы закапывали в землю, давая понять, что лето закончилось и впереди осень.

  1. Временные браки.

У шотландцев и ирландцев был невероятный обычай: в праздник Колеса года на ярмарке урожая прямо на площади посреди рынка парень с девушкой могли заключить временный брак. Пожав друг другу руки, они вступали в брак на срок 1 год и 1 день.

Выбрать пару часто помогали родители новобрачных: они проходили вдоль рядов парней и девиц, выбирая мужа для дочери или жену для сына. Молодежь здесь же и заключала временный брак.

Спустя год молодые, которые решили разорвать союз, вновь приходили на рыночную площадь, становились друг к другу спиной и расходились по сторонам. Это освобождало их от обязательств, с этой минуты их брак считался расторгнутым.

Еда в Лугнасад

Праздничный обед был неотъемлемой частью гуляний. Меню включало свежеиспеченный хлеб, мед, овощи, орехи, яблоки, пиво и вино.

Еда в Лугнасад

  1. Хлеб и каша.

Главным блюдом праздника был хлеб из муки нового урожая. Хозяйки выпекали причудливые караваи, пироги с различной начинкой, крендели с маком, различные лепешки и калачи.

Кашу варили из смеси собранных злаков, ее так и называли: «Каша семи зерен». Готовили ее на молоке, не жалея масла, мака и меда.

  1. Яблоки и мед.

На праздничном столе обязательно присутствовали яблоки и мед. С яблочной начинкой пекли пироги, а мед добавляли почти во все блюда.

  1. Картофель.

Собранный к концу лета картофель готовили различными способами:

  • с рыбой;
  • с мясом и капустой;
  • с уткой и грибами;
  • как пюре, добавляя в него масло, молоко и зелень.

Для традиционного ежегодного празднования жители собирались у подножий холмов, принося с собою еду, пиво и вино для совместного угощения.

Не обходилось без подношения богам. От собранного в этот день зерна отделялась десятина, которая вместе с частью кушаний зарывалась на вершине холма.

  1. Черника.

Пришедшее со временем христианство стало запрещать языческие сборища. Но люди, желая все же устроить себе праздник и задобрить богов, придумали отговорку: будто бы они ходят на холмы за ягодами.

Со временем это переродилось в традицию сбора черники в праздник Колеса года, а ягода стала символом щедрости земли. Каждый житель в Лугнасад должен был съесть хотя бы горсть черники.

Магия Лугнасада

Поскольку этот праздник наполнен чувственной, возбуждающей энергетикой, то его активно использовали для любовной магии. Ритуалы на привлечение избранника, рождение детей или создание семейного очага, совершенные в этот день, считались наиболее действенными. Различные обряды проводили «на урожай», «на богатство», «на удачу» и пр.

Магия Лугнасада

Вместе с тем, Луг покровительствовал и поэтам. Можно сказать, что он помогал всем, кто как-то причастен к созиданию и творческому процессу. Все, кому недоставало вдохновения, могли обратиться к нему за помощью, предварительно сделав небольшое пожертвование.

Считалось, что в этот праздник нужно простить грехи и удалить из своего сердца гнев. Боги поощряли это. Люди верили, что загаданные в этот день желания обязательно сбудутся.

Не обходилось дело без различных амулетов. В их изготовлении использовали полудрагоценные камни и натуральные материалы – дерево, кожу, ленты из ткани.

Праздник Колеса года Лугнасад очень подходит для того, чтобы «начать жизнь с чистого листа», оставив в прошлом все отжившее, непрактичное и бесперспективное. Этот период благоприятен для подведения промежуточных результатов.

Аналоги праздника Лугнасада славян

У славян есть похожий праздник, который они отмечали 2 августа – День Перуна. Наши предки считали, что этот день поделен пополам: и первая половина дня – это еще лето, а вторая – уже осень. В этот день не пахали и не пасли скот. К этому празднеству сенокос был уже завершен, крестьяне готовились к жатве.

Аналоги праздника Лугнасада славян

Перун – сын Сварога, громовержец, защитник слабых. Считалось, что он отвечает за дожди и грозы. Ему приносили жертвы, чтобы дождь пошел вовремя – когда урожаю нужна влага, а не когда зерновые пора жать. Чтобы угадать желание этого грозного бога и сделать правильное пожертвование, незадолго до Дня Перуна крестьяне бросали жребий:

  • «сребро» означало, что пожертвовать нужно деньги;
  • «жертва» – на алтарь требуется положить тушку домашнего животного;
  • «пря» – нужно выстоять в поединке;
  • «брашно» – необходимо пожертвовать пищу.

Поутру 2 августа люди собирались на возвышенности, но недалеко от воды, для гуляния выбирали подходящую рощу. Подражая Громовержцу, жители деревни громыхали разными предметами, символизируя громовые раскаты – в этом заключалось прославление божества.

Если лето было жаркое и засушливое, обливали друг друга водой, а если дождей было вдоволь, то старались пронести ведра, полные воды, не расплескав ни капли.

Не обходились такие празднования и без состязаний и поединков, воинских обрядов.

Праздник начинался с того, что нужно было добыть живой огонь. Получали его путем трения, затем разжигали большой костер, непременно используя дрова из дуба. Наступало время обрядов, которые проводили над пеплом. Затем все отправлялись за праздничный стол, поминая за трапезой павших в сражениях героев.

После угощения начинались игрища:

  • прыжки с разбега через костер;
  • «взятие крепости», выстроенной неподалеку из подручных материалов;
  • купание в речке или озере.

К Перуну обращались за благословением на поле боя, просили указать путь к славе, уберечь от соблазнов и пороков, помочь в процветании рода. Гуляние не прекращалось до утра.

После крещения Руси День Перуна стал Днем Ильи-пророка. Илья по своему характеру очень похож на Перуна: ему подвластны дожди с грозами и молниями, от него тоже зависит плодородие земли.

Аналоги праздника Лугнасада славян

Считается, что в день Ильи лето подходит к концу: «зима с летом борются». В это время обращались к пророку с просьбами о дожде либо о ясной погоде – в зависимости от необходимости.

Дождевую воду, собранную 2 августа, считали целебной. Существовали правила поведения во время грозы:

  • запрещалось прятаться от дождя под деревом, тем более – под сосной;
  • под запретом было находиться в озере или реке;
  • нельзя было радоваться и бегать под дождем;
  • двери и окна следовало плотно закрывать;
  • перед образами зажигали лампадку или свечу.

Боясь Ильи-пророка, в его праздник скотину не выгоняли на пастбище. Считалось, что в этот день он на своей огненной колеснице разъезжает по небу, выискивая злых духов, которые могли спрятаться в лугах среди холмов.

Были запрещены все дела и работы, кроме тех, что проводились на пасеке. Пчел крестьяне относили к божьим труженикам – ведь произведенный ими воск шел на изготовление церковных свечей. Считалось, что вся нечисть боится и избегает пчел.

День Ильи-пророка праздновали всем селом, шумно и весело. Основным блюдом был зажаренный молодой бычок или баран – символическое подношение святому. К столу подавали ячменное пиво и выпечку из муки нового урожая. После обильного застолья начиналось веселье.

После 2 августа запрещалось купание в реках и озерах. Считалось, что нечистая сила теперь прячется в воде и может утянуть купальщика ко дну. Другая версия предполагала, что можно заболеть из-за проделок водяного.

Праздник Колеса года Лугнасад (Ламмас) и Ильин день – любимы народом. Это время было наполнено простыми, но важными и радостными событиями: созревающий в срок урожай, обильный праздничный стол, шумные игрища, ярмарки и гулянья.

К списку статей
Читайте также
Записаться в Arcanum