Колесо года Самайн: значение, традиции, ритуалы

Создано - 27.06.2022 15

В этой статье:

  1. Что такое Колесо года и Самайн
  2. История Самайна
  3. Традиции Самайна
  4. Ритуалы на Самайн
  5. Огонь Самайна

Колесо года в Самайн начинает отсчет «темной» части года. С этого момента считалось, что лето закончилось. Последний урожай должен быть собран, а люди готовы встретить зиму. В ночь с 31 октября на 1 ноября мертвые бродят среди живых и ведьмы летят на шабаш.

Самайн – один из тех праздников, что сохранили большую часть традиций после прихода христианства, но нужно помнить, что у него многовековая история. В это время размыты границы между мирами, стоит быть осторожными, чтобы никакое зло не проникло и не осталось в нашем мире. Подробнее об истории Самайна, Колесе года и ритуалах, эффективных в это время, читайте в нашем материале.

Что такое Колесо года и Самайн

Колесо Года по философии кельтских народов – это суть земной жизни. При повороте Колеса начинается новый сезонный этап. Восемь спиц Колеса – это особенные викканские праздники, уважаемые ведьмами. Четыре приравниваются к датам солнцестояния и равноденствия, а остальные – Праздники Костров. В эти дни происходит мощный энергетический выброс, подкрепленный языческими обрядами.

Что такое Колесо года и Самайн

С незапамятных времен мудрецы наблюдали прямую связь между жизнью людей и временами года. Регулярные переходы из одного сезона в другой обрели традиции в чествовании праздников Колеса Года. В честь каждого торжества ведьмы устраивали Саббат, который именовали Огненным праздником. Это была своеобразная стартовая точка отсчета нового сезона.

Универсальный магический календарь берет начало от обычаев германских и кельтских народов и особо почитается ведунами, колдуньями и язычниками всего мира.

Праздник Самайн (иначе Самхейн) считается кельтским Новым годом или торжеством мертвых. В период празднования Самайна грань между миром живых и мертвых истончается и становится проходимой. Души умерших возвращаются на землю, навещают родню и друзей. Вторая суть Самайна указывает на окончание периода сбора урожая и перехода на темную сторону года.

1 ноября наступает зимний период. Закончился период выпаса скота, сельскохозяйственные работы – природа готовится к наступлению зимы. Животные отправляются в стойла и утепленные загоны, основной пищей им служит корм, заготовленный за теплый период. Жилища начинают отапливаться, люди надевают теплые одежды. Так и прослеживается связь между праздником Самайном и началом зимнего сезона.

Покров на Руси – аналогичный праздник. Но отмечался он раньше по времени. Эта особенность объяснялась климатическими условиями Руси, ранним наступлением холодов и сокращением светового дня.

История Самайна

По кельтским обычаям календарь разделяет год на две стороны: темную, которая берет начало со дня празднования Самайна при наступлении месяца Самониос (ноябрь), и светлую.

История Самайна

Светлый период года начинался в марте – апреле (месяц Гиамониус по кельтскому летоисчислению). Переход зимы в весну отмечался в период полнолуния. Он назывался Остара и был посвящен молодым богам возрождения.

За многие века неоднократно менялось произношение гэльских диалектов. В наше время транскрипция названия праздника радикально изменялась, теперь он называется Самайн, что соответствует названию месяца.

Значение слова samain значит «собрание», «встреча», «сход». В Оксфордском словаре фольклора говорится, что этот праздник широко отмечался всеми народами Британских островов, был окутан мистикой и оккультизмом, означая связь жизни и смерти.

Ассоциировать Самайн с мрачным кельтским праздником мертвых стали после заявления христианских монахов X–XI веков, которые описали это торжество за 200 лет до появления Дня всех святых и спустя 400 лет после крещения Ирландии.

В VIII веке День всех святых шаг за шагом вытесняет Самайн, это происходит из-за смешения гэльских обычаев и христианских устоев. Образовавшаяся языческо-католическая смесь дала первый росток для Хэллоуина. Ночь с 31 октября на 1 ноября считалась границей тонкого мира, а день – окончанием сельскохозяйственных работ.

На Самайн разделяли урожай на еду людям и корм скоту, исходя из этого, делали выводы, какую часть скота оставить, а какую пустить на мясо.

Когда христианство стало основной религией, Самайн преобразовался в День всех святых. Его отмечали 1 ноября, а 2-го – день памяти усопших. Разделив один языческий праздник на два христианских, священники «убили двух зайцев». Следуя житейской мудрости: «Не сумев одолеть, встань во главе», – они умело реформировали идею языческого Самайна поминать умерших в христианский День поминовения.

Исходя из старинных сказаний, в этот день души мертвых переступали границу загробного мира, чтобы навестить живых. Но усопшие были ограничены временем до утра 1 ноября. Этой знаменательной ночью, кроме душ мертвых, в наш мир проникали злобные потусторонние сущности, которые делали свои черные дела.

По кельтским легендам в ночь празднования открывались холмы и появлялись сиды – народ магов, поэтов и мудрецов, обитавший под землей. Они отличались от земных людей ростом и красивой внешностью.

Смешавшись с настоящими людьми, сиды праздновали Самайн. Если им понравилась кельтская женщина, то по окончании торжества они забирали ее в свой мир. Сиды умели оградить от старения и смерти. А свиньи, которых они приводили с собой, снова становились живыми, после пребывания на праздничном столе в качестве основного блюда.

Сиды – предсказатели будущего и великие маги, знающие, как стать невидимками. Согласно легендам, на торжество приходили и боги, превратившись в людей или животных.

В славянской культуре был похожий праздник– Ночь Велеса – который праздновался 31 октября. Этой ночью бог Белогор отдавал Коло Года Чернобогу, а граница между Явью и Навью была открыта до рассвета.

Славянские народы, так же как и кельты, учавствовали в очистительных огненных обрядах. Вспоминали усопших родных и близких, думая, что они покидают чертоги мертвого мира, чтобы провести этот Велесов день 31 октября с живыми людьми. Так же и приметы, связанные с этим днем у двух народностей, были одинаковыми.

Традиции Самайна

Основной смысл празднования Самайна – это мистическая связь с мертвыми близкими и родными. Люди посещали погосты, оставляли на могилах угощение для усопших. Дома устраивали поминальные обеды, делились воспоминаниями, рассматривали фотографии. Если кто-то чувствовал себя виноватым перед умершим человеком, то непременно каялся и просил прощения, веря, что завеса открыта и магия этой ночи донесет информацию до мертвого.

Если в доме собираются гости, обязательно следует поставить еще один стул и столовые приборы для умершей родни. Поминальные тосты и речи должны быть добрыми и душевными, скорбь в этот день возбраняется. Непременно нужно обсуждать житейские темы и повседневные новости.

Традиции Самайна

Души усопших, находящиеся рядом, будут рады услышать обо всех ваших радостях и постараются помочь решить насущные проблемы. Поговорите обо всем, что произошло за текущий год. Вспомните внуков и всех тех, кто не смог разделить с вами трапезу из-за неотложных дел.

Кельты часто насаживали головы на стены домов и заборы дворов. Это достаточно известные сказания об отрубленных головах. Считается, что история о Джеке – страшная, черная небылица, а использование голов в ритуалах – исторический факт.

Насаженные на колья ограждения черепа и людские головы не имели цели навести страх на мертвых. Как раз наоборот, кельты были уверены, что героически умершие праотцы охраняют потомков от бед, а головы убитых недругов отпугивают нечистых духов, которые пытаются проникнуть в жилища добропорядочных обывателей. Убежденность, что в эту ночь из всех темных дыр вылезают демонические сущности, была сильнее, чем смрадный трупный запах от отрезанных частей тела.

Секс в праздник Самайн был категорически запрещен из-за возможного проникновения в человека опасного подселенца с того света.

Если человек рождался спустя девять месяцев после празднования Самайна, то, по мнению кельтов, он был опасен. Рожать в канун мистического праздника тоже было нежелательно, ведь в тело новорожденного могла проникнуть нечисть.

К тому же, дети, рожденные 1 ноября, были зачаты в праздник Имболк – 1 февраля, день празднования, посвященный богине-деве Бригите, чистому и непорочному божеству, которую осквернили сексуальными утехами родители бедного ребенка. По логике кельтов новорожденный приходил в этот мир грязным и полным пороков.

Друиды – кельтские мудрецы – проводили специальные ритуалы. Основной из них – рождение нового огня. Смысл заключался в том, что сначала гасились все старые огни и костры, а затем друид зажигал новый, сопровождая эти действия обрядом и заговором.

Если вы проводите Самайн в уединении, то все равно поговорите с духами. Расскажите им о своих бедах и радостях, о детях и другой родне. Они обязательно оценят ваше общение.

Для праздничного стола на Самайн готовились определенные блюда. Обязательны овощное рагу или любое кушанье из только что собранных последних овощей. Богиня, которая будет главенствовать в темный сезон года, любит красное вино. Желающим угодить высшим силам надо позаботиться о наличии на столе этого напитка. Мед, пиво, квас и сбитень тоже приветствуются.

Обычно на праздничный стол выставляется выпечка, приготовленная своими руками. Осенние овощи и фрукты будут не только украшением застолья, но и подарком для усопших в качестве показателя сытной жизни их живых предков. Взбитое сливочное масло и молочные продукты идеально впишутся в блюда, приготовленные для праздника Самайн.

Ритуалы на Самайн

Основную роль при проведении обрядов на Самайн, как и на остальные Саббаты Колеса Года, играет оформление алтаря. Обязательно наличие ритуальных свечей: две зажигаются в знак почитания Бога и Богини, несколько выставляются возле символов четырех стихий, а оставшиеся располагают по сторонам света. Ритуалы будут смотреться мистичнее и таинственнее, если украсить зал темной тканью, используя яркие вкрапления из осенних листьев. Предметная атрибутика вроде черепов, подсвеченной изнутри тыквы, холодного оружия завершат мрачную картину праздника, связанного с потусторонним миром.

Ритуалы на Самайн

Для начала проведения ритуала строят магический круг. В идеале необходим ритуальный кинжал. Если таковой отсутствует, то пользуются фантазией и простым острым предметом. Затем читается заклинание, привлекающее стихии и тех, кто должен присутствовать на обряде. Существуют готовые слова, написанные Скоттом Каннингемом. Но можно включить воображение и составить текст самостоятельно.

Во вступительной речи важно поблагодарить духов умерших предков за их визит. Рассказать всем присутствующим о смысле торжества Самайн, объяснить, с какой целью организуется пир, подчеркнуть его значимость. Эту речь можно заготовить заранее или говорить от души, по наитию. После выступления следует сжечь листок бумаги с текстом, объясняя свои действия тем, что вы зажгли импровизированный ритуальный огонь в знак уважения к усопшим предкам рода. Заканчивается ритуал чтением молитвы или святого писания в соответствии со смысловой нагрузкой праздника и вероисповеданием.

Самайн подходит для того, чтобы очистить себя и жилище от устаревшего хлама. Даже после привычной уборки дома вы очистите атмосферу дома. В течение жизни вокруг вас накопилось много вещей, которые больше не приносят пользу. Самое время избавиться от них. Приготовьте чистую воду, насыпьте в нее соль и заговоренную траву, намочите тряпочки для уборки и приступайте. После этого вы почувствуете, как все изменилось вокруг. Чистая энергия ручьем разольется в вашем доме.

Затем окурите помещение благовониями, защитите дом магическими заговорами или руническими ставами. Благоприятные дни для этих действий – с 28 по 31 октября.

Огонь Самайна

Огонь для ритуала обязательно должен быть молодым, ярким и чистым. Его необходимо разжечь непосредственно перед началом праздника. Священное отношение к огню наблюдается не только у друидов, а у всех народов, празднующих Самайн.

Все иные источники света – фонари, костры, очаги, факелы и светильники – должны быть потушены. Разжечь их можно только от главного магического огня, разведенного жрецами. Ослушавшись закона, можно навлечь на себя гнев старейшин вплоть до смертной казни.

Процессия с горящими факелами обходила вокруг домов и пастбищ для очищения и оберега пространства. Священным дымом окуривали дома и дворы, считалось, что больной, вдохнувший ритуальный дым, выздоравливает, а животные, прошедшие между кострами, обретают плодовитость.

Даже зола от ритуальных костров в смешении с водой наделялась лечебными действиями, а головешки служили оберегами жилища.

На месте костров пекли мистический хлеб. Согласно преданиям, он имел целебные свойства. Все, кто вкушал священную выпечку, обретали здоровье и долголетие, поэтому жители старались получить заветный кусочек. Для получения хороших урожаев крошки разбрасывали на полях, а для хороших удоев этим хлебом кормили домашний скот.

В дальнейшем, когда люди стали относиться к богам и сущностям из потустороннего мира как к дьявольскому войску, а усопших перестали приглашать в гости и избегать их появления в мире живых, ирландцы не выходят из домов в ночь Самайна, чтобы не случилась нежелательная встреча с гостями из мира мертвых.

Если уж волей судьбы вы оказались в эту мистическую ночь на улице, то ни за что не оборачивайтесь на зов – можно увидеть взор мертвого человека. Собираться в дорогу или оказаться в пути тоже крайне опасно. Ведь в это время происходит Дикая Охота, когда силы зла теряют все оковы и начинают преследовать живых. Стать жертвой этого жестокого действия – верный путь к смерти.

Каждый древний мистический праздник окутан ореолом тайны и суеверий, которые идут из глубины веков. Современный человек сам решает, верить в эти ритуальные действия или нет. Но мы призываем относиться к ним с уважением и почтительностью как к древнему наследию предков.

К списку статей
Читайте также
Записаться в Arcanum