Содержание
1. Что значит понятие психологическое благополучие
2. Здоровье людей в психологическом плане
3. Что такое благополучный индивид в психологическом плане
5. Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека
6. Психологическая благополучность жизни детей
Вопросами положительной психологической жизнедеятельности занимались исследователи еще со середины 20 столетия. Теоретическую основу благополучности с точки зрения психологии заложили работы Н. Брэдберна. Он считал, что для создания описания нужно использовать ряд характеристик, отражающих ощущение уровня счастья и общей удовлетворенности своим бытием. Его такие взгляды и убеждения были признаны широкими кругами научных деятелей.
Что значит понятие психологическое благополучие?
Под психологическим благополучием понимается целостное, субъективное переживание, много значащее для конкретного человека и связанное с понятиями счастья, самореализации и т. п. Также с его помощью определяется цель в жизни, ее смысл, понимание себя, уровень удовлетворенности жизнью и собой, возможности развития потенциала индивидуума, контакты, коммуникация с другими членами общества. Суть этого понятия заключается в описании состояния и особенных моментов внутреннего мировоззрения особы, определяющие переживание благополучности и конкретное поведение. Разные исследователи вкладывают свой смысл в данное определение.
Раскройте секрет ваших денежных блоков и увеличьте доход уже в этом месяце



Например, психолог Рифф под видом базовых элементов выделяет:
- доброжелательные (положительные) взаимоотношения с окружающими – предполагает способность сопереживания и открытости для коммуникации, навыки установления и поддержания контактов с другими людьми, гибкость взаимодействия с ними, способность находить компромиссы;
- положительное оценивание себя – значит осознать, принять свои плюсы и минусы;
- независимость – предусматривает автономию, способность без страха отстаивать свои взгляды, нестандартно мыслить и вести себя, как считает правильным;
- компетентное управление – предусматривает наличие свойств, обуславливающих успех в овладении разными видами деятельности, достижении цели в собственной жизни, преодолении трудностей;
- целенаправленность – значит осмысленное существование, признание ценности всех этапов своей жизни;
- рост личности, как чувство непрекращающегося развития и самореализации – заключается в стремлении получать новые знания, ощущая собственный прогресс.
В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.
Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.
Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.
Здоровье людей в психологическом плане
Такой тип – это неотъемлемая часть, важный элемент общего здоровья. Таким образом, это состояние является отсутствием психических отклонений и форм физической неполноценности (дефектов), но не только.
Психическим здоровьем определяют состояние человека, который пребывает в благополучии, когда он способен побеждать обычные жизненные стрессы, результативно трудится для удовлетворения своих потребностей и приносить пользу своему сообществу. Оно играет важную роль для нас, как разумных существ, способных на мышление, проявление эмоций, общение с другими людьми, зарабатывание на жизнь и получение удовольствий. Поэтому так важна здесь крепость, защищенность человека.
Специалисты в области психологии описывают психическое здоровье людей с помощью следующих критериев:
- баланс и связанная с таким состоянием гармоничная организация психики с ее адаптационными возможностями;
- адекватное субъективное восприятие вещей, явлений и обстоятельств;
- критическое оценивание себя и обстоятельств окружающей среды;
- способность адекватно меняться в плане поведения соразмерно переменам ситуации и обстановки вокруг себя и организационного процесса;
- ощущение привязанности и ответственности перед членами близкого окружения;
- навыки составления и выполнения своих жизненных планов.
Что такое благополучный индивид в психологическом плане?
Психологами зачастую выделяются следующие характеристики психологической благополучности:
- заинтересованность происходящего в окружающем мире;
- умение устанавливать близкие позитивные отношения с окружением;
- самоотверженность;
- способность направлять свои действия на общее благо;
- высокий уровень духовности;
- способность существовать в согласии души с разумом;
- цельность;
- направленность на личностный рост.
Однако все понимают, что психологическим благополучием в виде универсального понятия нельзя пользоваться. А значит выход из ситуации в исследовании, изучении влияющих факторов.
Методики
В исследовании используют ряд психологических тестов, направленных на диагностирование личности. Существует определенная специфика – измерительно-испытательное направление. Им могут быть достигнуты цели – оценка и классификация объектов в количественном и качественном выражении. Важнейшие требования к психодиагностическим методикам – стандартизация инструментов с жесткой регламентацией процедурного ведения. Наиболее часто пользуются методиками:
- опросником Рифф из 84 вопросов (в наиболее популярной версии) – разработкой для исследования выраженности ключевых элементов понятия, которое подразумевает субъективные ощущения цельности и осмысленности конкретным человеком своего существования. В методике применены гедонистический (через получение физического и духовного наслаждения, удовольствия) и эвдемонистический (счастье через самореализацию с нахождением творческого единения соответствующего запроса окружающего социума и развития своей личности) подходы.
- тестом Льюиса Голдберга «Большая пятерка» – моделью, позволяющей дать структурированное описание человека с разных сторон, включая факторный анализ эмоциональной неустойчивости, экстраверсии, открытости для познания, способности уживаться в сообществе, добросовестности;
- опросником EPI – разработкой Айзенка в двух вариантах (А и B), отличающихся вопросами, с возможностью проведения повторных сравнительных диагностик. Методика включает две шкалы (экстраверсия-интроверсия с нейротизмом) и шкала оценивания ответов в отношении искренности. Применяется в русскоязычной версии А. Г. Шмелева;
- многоаспектным тестом Лири (1954 г.) – предназначенным для изучения субъективных представлений человека о себе идеальном и отношений в небольших коллективах. Преследуется цель выявить господствующий вид отношений к членам окружения через самооценку и взаимное оценивание в группе с учетом доминирования-подчинения, а также дружелюбия-враждебности;
- личностным тестом Кеттелла – опросником из 187 пунктов для проведения диагностирования личностей объективно-экспериментального характера, дающего возможность определить особенности характера, склонностей и личностных интересов. Это один из известных многофакторных методов для поиска описания человека с точки зрения стабильности, устойчивости свойств, которые способны определить его внутреннюю суть и характер поведения;
- другими.
Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека
В случаях с психическим благополучием, счастьем так и не пришли к единому определению понятий. Американка, психолог К. Рифф предложила свое определение в виде факторного набора (шкалы). Было несколько вариаций. Большую распространенность на Западе получила версия опросника из 84 пунктов. Она же была адаптирована в ряде других стран, включая Россию. С точки зрения К. Рифф многомерная модель включает несколько основных элементов, а именно:
- позитивные отношения с важными людьми для пребывающего в благополучии человека – предполагает определение уровня доверия в обществе потенциальных друзей, открытости и общительности, проявлении сопереживания в отношениях с другими людьми, способности искать компромиссы и уступать. Речь также идет о личном выборе своего места в обществе, развитии социальных связей;
- личностный рост, в том числе самостоятельного развития – заключается в выяснении вопросов потребности реализации собственного потенциала и стремления к постоянному развитию, движению к четко определенным целям, совершенствованию своих навыков, получению новых знаний. Подразумевается уровень удовлетворенности жизнью в процессе роста, способность к нему, учитывая личное отношение конкретного человека;
- целенаправленность и понимание своего предназначения – предполагает разобраться в смысле жизни, определиться с четкой целью (а не плыть по течению), используя имеющийся опыт с пользой для будущего, делая правильные выводы из совершенных в прошлом ошибок;
- принятие самого себя – заключается в определении отношения человека к себе (уровня самооценки) и оценки своих личных качеств (положительных и отрицательных) и собственной жизни в целом, учитывая возможности, потенциал. Берется во внимание то, как человек переносит неприятные моменты;
- осмысления своей жизни – предполагает выявление веры в убеждения, принципы жизни со смыслом;
- управление окружением – предназначено для выявления особенностей характера и темперамента, характеризующих человека, как властную натуру с желанием эффективно управлять другими людьми и нести ответственность за это. Причем некоторые люди способны создавать условия для результативного карьерного роста и уверенно убирать с пути разные препятствия. А другим наоборот сложно трудиться, как в одиночку, так и в коллективе;
- проявление независимости – заключается в определении качеств человека, связанных со способностью решать разной сложности проблемы и действовать автономно по намеченному курсу вне независимости от того, какое социальное давление производит окружение. Здесь влияет уровень самооценки и ответственности за свои действия. Имеет место сильная зависимость от мнения окружающих и новомодных веяний.
С психическим благополучием связано много аспектов нашего существования, включая социальное изменение в быстрых темпах, условия работы в постоянном стрессе, гендерное ущемление, социальное отдаление, неправильный образ жизни, физическое болезненное состояние, а также связано с нарушениями человеческих прав и свобод.
Существуют также ряд особенностей конкретного человека, которые делают его уязвимым перед проблемами психического типа. Кроме того, существуют биологические риски в качестве генетических моментов.
Психологическая благополучность жизни детей
Такого плана благополучием детей дошкольного и школьного возраста в значительной мере занимается семья и педагоги дошкольных заведений и начальной школы. Однако самый первый и главный институт социального характера для детей – все же именно семья, родители и близкие люди. Детские годы проходят именно в семье. И оттуда практически все берет свое начало, включая траекторию нашего жизненного пути. Но и трудности культурного развития, которые возникают в детские годы, очень часто входят в привычки, а может даже усугубляются на последующих этапах нашей жизни.
На характер общения ребенка в своей семье в значительной степени влияет социальная ситуация его развития. Одной из ключевых потребностей практически с самого рождения ребенка является необходимость общения. А обеспечение удовлетворения ее определяется благополучностью именно в психологическом плане.
Высокий уровень опасности для психики детей имеет разрушение среды нормальной семьи. Это грозит недостатком внимания детям и это подтверждено результатами большого количества исследований в разных странах. Экспертами ВОЗ подтверждают, что такая ситуация неблагоприятно отражается на детях. Ведь они становятся обделенными в части общения с родителями, которые враждебно настроены друг к другу и живут в разрыве.
Эмоциональная составляющая общения и сотрудничества с папой и мамой для ребенка является одной из ключевых моментов жизни, включая детское культурное развитие, образование, становление его индивидуальности.
Образовательный процесс начинается также в семье, с непосредственным участием родителей. Только высокий уровень взаимодействия ребенка со своими родителями позволяет получить и усвоить багаж знаний и навыков. Кроме того, опыт общения и жизни усваивается ребенком именно того окружающего мира с его традициями, ценностями и культурой, где он родился, растет, взрослеет и развивается. Таким образом, напрашивается вывод, что родительский уровень развития, их кругозор в культурном, мировоззренческом и социальном плане влияет на духовную атмосферу жизни их детей. А благоприятная для взрослеющих детей атмосфера – это только позитивный микроклимат семьи, гармоничные взаимоотношения родителей, а также их отношение к своей жизни, уважение к знаниям, профессии, работе, доброжелательность к окружающим, диапазон интересов и т.п.
В периоды роста, взросления, развития, переходя из одних социальных институтов в другие, дети все также ощущают влияние своей семьи. Ответственность за психологическую благополучность и готовность детей дошкольного возраста переходить на очередной этап в процессе постоянного обучения. Они обязаны создать благоприятные условия с целью обеспечения базовых потребностей, заключающихся в стремлении познавать огромный окружающий мир и развивать свой потенциал, а также познавать свой внутренний мир, необходимость в общении, теплоте чувств и коммуникации с другими людьми.
Без сомнения, все хотят быть здоровыми и жить в благополучии. Нуждаетесь в помощи по вопросам психологии, обращайтесь к специалистам нашего центра. Они всегда готовы помочь.