Развитие творческих способностей
Содержание
2. Как развить творческие способности
3. Развитие творческих способностей во взрослом возрасте
4. Раскрытие творческих способностей детей
5. Методы и способы развития творческих задатков у детей
6. Творческое мышление: понятие и особенности
7. Творческое мышление: как активизировать
Общество всегда приветствовало и ценило способности к творчеству. И это неспроста. Именно благодаря людям, обладающим таким талантом, даром, наша цивилизация развивается с бешеными темпами. А такие личности выступают генераторами новых идей, которые способны помогать в решении проблем разного рода. Кроме того, творческий потенциал позволяет создавать комфортные условия для жизни, повышения ее качества, преобразовывать мир для удовлетворения личных интересов и запросов. Поэтому очень важно каждому развивать такие качества.
98% наших учеников заметили радикальные изменения благодаря ним.


бесплатно
Творческие способности
У каждого из нас заложено стремление к созиданию. И этот огромный творческий потенциал мы можем развивать без ограничений. Творя, человек меняет мир вокруг себя. А результатом такой творческой деятельности является его рост и перемены в нем самом. Таким образом генерация новшеств и креативных решений для творческой личности представляет собой непрерывный поиск себя.
Читайте нашу статью «Что такое книга теней и как ею пользоваться».
Многие заблуждаются, считая творческие способности только умением писать стихи, произведения в прозе, сочинять музыку или рисовать. Наш уровень развития творческого потенциала влияет на то, как мы воспринимаем мир, кем ощущаем себя в нем. Людям с низким уровнем присуща склонность к повышенной самокритике, проявлению недовольства не только собой, но и другими, окружающим миром.
Как развить творческие способности?
Ключами раскрытия творческого потенциала могут быть регулярные медитации, работа с образом мышления, убеждениями ограничений с помощью аффирмаций, коучинга, психотерапии.
Немаловажно быть готовым к принятию новых идей не в какое-то определенный временной отрезок, а в любое время. Творить и созидать всегда и везде.
Результаты многочисленных исследований в области творчества показали следующее:
98% наших учеников заметили радикальные изменения благодаря ним.


бесплатно
- Взрослые и дети (без исключений) обладают ярко выраженной потребностью в занятии творчеством. У некоторых людей она жива на протяжении всего их существования, а другие теряют ее, взрослея.
- Значительное количество людей, у которых не были явно заметны особые таланты в детстве, начали творить активно с возрастом. При этом они сумели добиться успеха в различных областях.
А значит, любой возраст не помеха развитию творческих способностей. Главное – это стимул.
Развитие творческих способностей во взрослом возрасте
Долго считали, что творческой личностью можно быть только с рождения. Тогда вопрос о развитии отпадал сам собой. Но это не так. Взрослым можно повышать креативность, заняться творческим видом деятельности, найти хобби и т.д.
Здесь главным для взрослых людей является стимул, наличие потребности. Тогда они не нарекают на Создателя и Вселенную, что те обделили их творческими способностями, а стараются находить пути усовершенствования себя и области реализации своей личности. Если человек хочет и осознанно стремится к развитию творческого потенциала, то это возможно.
Любая способность развивается в процессе деятельности, предполагая освоение навыков, тренировки. И здесь нужно тренировать в первую очередь мышление.
Чтобы развить у себя эти качества необходимо:
- Накапливать знания и перерабатывать большие объемы данных из разных сфер. Такая информация – это и источник, и строительный материал в мире творчества;
- Учиться владеть различными техниками и приемами креативной работы, что способствует переработке обычной информации в оригинальную форму идей;
- Развивать уникальный вид мыслительного процесса, а именно нешаблонного, который способен нестандартно решать проблемы разного уровня сложности;
- Иметь положительную мотивацию к творчеству, поддерживающую желание заниматься такой деятельностью, получая при этом личное удовольствие и одобрение, положительная оценка со стороны общественности. Иначе творчески развивать личность просто невозможно.
Специально для тех, кто интересуется развитием креативности, мыслительных процессов и воображения, разрабатываются тренинги, ряд упражнений в форме игры для самостоятельной проработки.
Раскрытие творческих способностей детей
Дети в раннем возрасте (с самого раннего до 5 лет) очень любознательны. Именно этот период подходит оптимально для воспитания творческих личностей. Каждый ребенок имеет определенный творческий потенциал с рождения. Но сам он обычно проявляется у малышей незначительно. Потому родители должны заниматься развитием таких задатков и именно в раннем возрасте. И здесь стандартные подходы не работают. Творческий ребенок, человек не только хорошо рисует или поет. Занятия по развитию с детьми, начиная с малых лет, улучшают воображение, уровень креативности и способствуют получению разнообразия деятельности в будущем. У них появляется определенная свобода выбора.
98% наших учеников заметили радикальные изменения благодаря ним.


бесплатно
Что способствует развитию таланта ребенка: условия для успешного результата
Развитию детей способствует создание следующих условий:
- творчеством должны заниматься с ранних лет;
- должен быть свободный выбор творческой деятельности;
- предоставить разнообразие для выбора;
- обеспечить благоприятную среду;
- важна поддержка, мотивация со стороны родителей любого начинания ребенка.
Каждый из детей уникальный по-своему. Потенциал, заложенный с рождения можно и необходимо развивать. Дошкольники хотят творить, видеть и любоваться результатом своей работы. Создавая ряд благоприятных условий для такой их деятельности, взрослые помогают детям лучше понимать окружающую среду и осознавать себя в ней.
Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».
Методы и способы развития творческих задатков у детей
Задатки творческих способностей детей развивают такими методами и способами:
- домашний кукольный театр – развивает воображение, фантазии. Куклы можно купить готовые или сшить самостоятельно. Можно сначала показывать представления, дальше приобщать малыша в такую игру. Вместе с развитием ребенок получает массу позитивных эмоций;
- художественная деятельность – учить элементарным навыкам рисования можно еще до года. На сегодня существуют возможности выбора материалов и инструментов для этого, например, пальчиковые краски. Они удобны и практичны в использовании. Такой творческий процесс помогает развитию также восприятия цвета, мелкой моторики, креативности, элементарного анализа и сравнения. По ходу взросления набор художественных инструментов расширяется фломастерами, цветными ручками и карандашами и т.д.;
- занятия лепкой – можно лепить из пластилина, теста простые фигурки, использовать формочки. Это развивает моторику и мышление;
- создание аппликаций и поделок – подросшим детям можно уже доверять клей, цветную бумагу, ленты, бусины и ножницы. Они отлично помогают в развитии творческой личности ребенка. В сети интернет можно находить примеры для поделок и аппликаций. Создавая свой маленький шедевр, ребенок получает навыки, которые помогут в будущем;
- чтение литературы – помогает развитию творческого мышления, а также речи, фантазии, запоминания. Ежедневное чтение с ребенком приносит массу позитива;
- музыка – полезное занятие для ребенка. Развивает память, слух, образное мышление. Слушать классику рекомендуют детям с ранних лет. По желанию ребенка в дальнейшем можно записать в музыкальную школу. Малышу же можно петь, танцевать вместе с ним под любимые мелодии.
К развитию младших школьников приобщаются кроме родителей и учителя. Такие дети все еще активны и любознательны. Поэтому в этом периоде применяется много приемов и способов из перечисленных выше, но они могут быть усложнены.
Начальная школа способна на эффективное формирование навыков нестандартной работы, мышления. Ее задача заключается в развитии навыков решения задач творческой направленности. Для этого необходимо системное и последовательное преобразование реальности, соединение несовместимого, учет субъективного опыта учеников. И это является основой в системном, диалектическом мышлении, воображения, использовании различных методов организации творческой деятельности школьников. Таким образом, нужно проводить целенаправленную работу со школьниками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Творческое мышление: понятие и особенности
Польза способности принимать нестандартные решения для профессиональной деятельности и быта неоспорима. Творческое мышление предоставляет человеку разные возможности:
- легкий выход из непростых ситуаций;
- не быть такими, как стандартно мыслящее, действующее по алгоритмам окружение;
- достигать большего;
- иметь огромный шанс на успех.
Такой вид мышления после долгих лет изучений причислен к умственной деятельности с целым спектром особенностей. Его гибкость является способностью не только оперативно переключать внимание с одного вопроса на другой, но и умением находить новые пути в решении задач. Оно предполагает:
- опираться на образы – новые оригинальные идеи, проекты рождаются в виде объемных образов (не зря же центр, отвечающий за умение человека творить, расположен в правой части головного мозга, а он и ответственен за работу с образами);
- ассоциативное восприятие – важной особенностью творческой личности является способность оперативной установки ассоциаций между задачами и хранящимися в памяти информационными данными.
Несмотря на частые случаи противопоставления творческого мышления логическому виду, это две части целого. Ведь логика необходима для проверки решений, воплощения идеи, доработки и т. п.
По мнению Г.Уоллеса, творчество нуждается в дистанции (отстранённости от проблем). Мышление по его определению проходит следующие стадии:
- подготовку, заключающуюся в формировании и попытки поиска решения задачи;
- инкубацию, предполагающую на какое-то время отвлечение от задания;
- озарение, когда приходит интуитивное решение;
- проверку, заключающуюся в испытании решения и его реализации.
Творческое мышление: как активизировать
Существуют следующие методы:
- психологические – нацелены на пробуждение скрытых, латентных творческих способностей, имеющихся у каждого человека. Наиболее известные из них ассоциативные методы;
- инструментальные – позволяют не развивать мышление, а находить креативные решения задач.
- коллективные – методы, предполагающие рождение новых идей при обсуждении какого-либо вопроса в группе, с другими людьми. Наиболее эффективным из них считают мозговой штурм, при котором обсуждается большое количество точек зрения. Они могут быть самыми различными. А на их основе находят оптимальные варианты, которые способны помочь в решении проблем.
Рассмотрим несколько методов подробнее:
- Упражнение «Игра слов» – предполагает выбор любых двух слов из какого-либо текста и нахождение среди них чего-то общего, можно даже сочинить небольшую историю.
- Упражнение «Шесть шляп» – лучше практиковать в группе не менее 6 человек, которая делится на 6 экспертов. У каждой команды свой цвет шляпы:
o белый цвет (логика) – «раскладывают все по полочкам»;
o желтый (оптимизм) – в «розовых очках» видеть плюсы;
o черный (критика) – выявлять недостатки идей;
Читайте нашу статью «Как использовать подсознание: эффективные способы».
o зеленый (творчество) – сама креативность и свобода мысли;
o красный (эмоции) – описание эмоций на идеи;
o синий (философия) – обобщение всех высказываний.
В случае выбора неподходящей шляпы человека моментально выбивает из зоны комфорта.
- Прием обратного мозгового штурма – применим для группы. Предполагает высказывания всех точек зрения, но неправильных идей. Из них постепенно остаются лучшие «изюминки»;
- «Надписи наоборот» – игра, знакомая с детства. Такое чтение активизирует креативность и развлекает.
Таким образом, любые методы благотворно воздействуют и стимулируют активизацию творческих способностей. А при этом еще происходит повышение эмоционального тонуса, рост уверенности в своих силах и самооценки. Такие люди способны и хотят познавать мир, постоянно открывать новинки. Эти изобретательные личности эффективно используют умение и знание. Кроме того, они обладают отлично развитой фантазией и богатым воображением: способны видеть то, что не под силу другим. Это также инициативные люди. Творчество является в первую очередь огромным трудом, а работать необходимо над собой.
Заинтересовала данная тематика? Специалисты Центра развития личности «Арканум» готовы предоставить свою помощь. Больше информации найдете на портале https://www.arcanum.ru/.








