В Колесе года Имболк указывает на переход к жизни. В этот день происходило очищение жилища, домашнего скота, хлева. Люди приводили в порядок двор и мылись. Особое внимание уделялось домашнему очагу, из него вычищалась зола.
Земля начинает возрождаться, озимое зерно дает первые всходы. Видимо, поэтому праздник связан с семьей и деторождением, неслучайно слово «Imbolc» в переводе со староирландского языка переводится как «молоко». Подробнее о символике Имболк в Колесе года, традициях и обрядах, связанных с ним, читайте в нашем материале.
Значение Имболк в Колесе года
Колесо года – календарь, включающий восемь главных праздников современных язычников, и одним из главных в цикле выступает Имболк, отмечаемый зимой. Он входит в Четыре Огненных Праздника. Это торжество возрождающейся природы отмечают в первые февральские дни, приходящиеся на переходную четверть или середину на пути от зимнего солнцестояния (21-22 декабря) к весеннему равноденствию (20 марта).
Земля еще закована во льды и снега, но именно в эти дни начинает просыпаться вместе с Богиней заснувшая на долгую зиму природа.
Как и все земледельцы, кельты всегда ждали в это время знаков приближающейся весны. Это могли быть возвращающиеся из теплых стран птицы, выходящие из зимней спячки сурки или весенние созвездия, постепенно занимающие место на февральском небе.
Празднику покровительствует кельтская богиня Бригита (Бриджита). Это богиня-целительница, вдохновляющая поэтов и повелевающая огнем. Бригите удалось даже пережить приход христианства и стать святой Бригиттой, почитаемой как католиками, так и православными. Бригита наравне со святым Патриком является символом Ирландии.
Раскройте секрет ваших денежных блоков и увеличьте доход уже в этом месяце



В отдельных группах верующих во время праздников голову верховной жрицы венчает тяжелая корона с тридцатью свечами, которые символизируют огненный аспект богини.
Имболк празднуют у больших костров, которые символизируют солнце. Алтарь, посвященный Бригите, на праздник украшают солнечной символикой.
Имболк (Оймелк, Луперкалил) имеет много названий. Часто праздник именуют как День Медведя, Бригантия или день Бригиты.
Атрибутами праздника Имболк являются:
- вечнозеленые растения, цветы белого и желтого цвета, морские водоросли и подснежники;
- ароматы жасмина, мускуса, ванили и абрикоса;
- горный хрусталь, янтарь, яшма и гранат;
- белый, лавандовый и желтый цвета;
- хлеб, мясо, сушеные фрукты и сыр;
- пряные горячие напитки из вина и молоко;
- бараны, олени и синицы;
- драконы, фениксы и единороги;
- зодиакальный знак Водолея;
Символы Имболка
Основным отличием этого праздника с незапамятных времен стал Крест Бригиты или Святой Бригитты, как его стали называть с приходом христианства. Это кельтский солнечный символ. Такие кресты вешали в качестве оберега не только в доме, но и в местах содержания домашнего скота. Считалось, что на протяжении всего года Крест Бригиты спасает от бед и недугов, вбирая все злые силы, поэтому перед празднованием Имболка место старого креста, сплетенного из соломы, обязательно занимает новый.
Крест Святой Бригитты является частью культа Хлеба. Если посмотреть на праздничный календарь, то напротив Имболка расположен Лугнасад – кельтский праздник Урожая.
Покровительница у обоих праздников одна, но у нее два воплощения:
- в начале февраля она – юная девушка, пробуждающаяся от зимнего сна;
- в августе богиня – зрелая женщина, которая воплощает собой плодородие земли.
Также у кельтов было принято плести на праздник Brídeóg – фигурку богини из последней собранной в конце лета соломы. Зимой соломенную фигурку укладывали «спать» на темный чердак, а на Имболк богиня просыпалась юной красавицей, которая помогает природе пробудиться от зимней спячки.
В Ирландии сплетенные кресты, фигурки да и сами снопы издавна посвящаются Бригите и служат амулетами. Ни одна ирландская ярмарка не проходит без огромного количества сплетенных народными мастерами спиралей, «валлийских вееров» и «узлов возлюбленного».
Обязанностью плетеных фигурок, как и Крестов Бригиты, является охрана жилищ и скота от злых духов и забота о новом урожае. Когда над только построенным домом сооружали кровлю из соломы, хозяин вешал на одном конце конька крыши амулет богини, а на другом – бога.
И, конечно же, празднование Имболка, как было сказано, невозможно без огня. Подоконники в каждом доме на праздник уставляют горящими свечами, а у домашнего очага непременно должна гореть белая свечка, символизирующая непорочность Невесты. Именно такая свеча привлекает в дом благословение Бригиты.
В старину на Имболк вокруг селений на холмах всю ночь пылали праздничные костры, священное пламя которых олицетворяло Солнечный огонь и возрождение природы от долгой зимней стужи и темноты. Шествующих праздничным ходом селян освещали огни факелов, которые также несли Священное пламя.
Традиции празднования Имболка
Изучая Имболк, ученые собрали большое количество образцов фольклора, которые в основном связаны с христианским периодом. Выделить в огромной массе материала чисто языческий практически невозможно. Колесо года состоит из восьми праздников, включая Имболк, и каждый из них претерпел изменения с утверждением христианской религии.
Произошедшая смена веры и приход католицизма не изменили главной сути торжества. Как и в стародавние времена Имболк дает людям возможность приветствовать возвращение солнечных дней и весеннего тепла после долгой зимней тьмы и холодов.
Готовясь к празднику возрождения природы, в Ирландии наводят порядок в жилищах, чистят стойла домашнего скота и выбрасывают старые вещи (особенно метлы и веники).
На праздник брызгают немного молока на каждую дверь и кровать в доме. Для того чтобы попросить Богиню об урожае, принято выливать молоко в специально выкопанную у входа в дом ямку. Накануне Имболка в каждом доме пекли хлеб. Воздавая почести Бригите, в старые времена обязательно клали на маслобойку ломти хлеба, намазанного свежим маслом.
Если позволял достаток, в Ирландии было принято жертвовать Великой Матери цыпленка, закапывая его живьем на соединении трех речек. Считалось, что с птицей из дома уходит накопленная за зиму негативная энергия. По кельтским верованиям на Имболк по земле ходит сама Бригита и нужно обязательно угостить ее куском пирога, оставленным на пороге, а белая корова богини будет рада охапке душистого сена.
Дома на праздник принято украшать ленточками белого и желтого цвета, одна из которых непременно должна висеть у входной двери, символизируя благословение Великой Матери и защиту от бед и недугов. Чтобы порадовать огненную богиню Бригиту, комнаты дома уставляли горящими лампадами и свечками.
Во многих регионах принято сжигать на Имболк ритуальное полено, специально припасенное с праздника середины зимы Йоля. Пол у очага, укладываясь спать, посыпали золой, и на утро на ней пытались разглядеть следы Богини. Если удалось различить следы, оставленные посохом Бригиты, значит, она благословила очаг. А когда на пепле виднелся отпечаток стопы, это однозначно говорило о скором пополнении в семействе.
Помогая Богине поскорее отогреть землю лучами весеннего солнца, жители селений устраивали факельные шествия вокруг полей, обходя их по движению светила и водя факелами над покрытой снегом землей. Помимо огня, на Имболк большое внимание уделялось воде. У кельтов было принято освящать ее в праздничную ночь. Считалось, что по воле Великой Матери вода становится целебной. Для того чтобы защитить от злых сил источники и колодцы, их украшали белыми и желтыми лентами.
В день праздника под запретом любая активность, связанная с колесом, особо это касается труда прядильщиц. Детишкам на Имболк строго-настрого запрещают гонять на велосипеде. Поскольку в Ирландии это праздник семейного очага, в эти дни принято ходить в гости семьями.
Ритуалы праздника Имболк
Праздничные мероприятия в дни Имболка делятся на общинные и ритуалы, которые принято проводить в семейном кругу.
Кровать невесты
В каждом доме на праздник было принято сооружать из последних собранных в конце лета снопов соломы кровать для Богини. Соломенную постель, укрытую шерстяной накидкой белого цвета, увивали желтыми и белыми ленточками и украшали красивыми камнями, ракушками и семечками растений.
Припасенную с осени фигурку Brídeóg извлекали на свет, облачали в специально сшитые одежды и укладывали на соломенное ложе, вложив в руки маленький березовый посох, символизирующий мудрость и чистоту Бригиты.
Ночью у кровати Юной Невесты горела белая восковая свечка, стоял кувшин молока. Часто у ложа Бригиты до рассвета не спала молодая девушка, храня покой Богини. В основе этих обычаев лежит желание пригласить в свой дом Бригиту и упросить ее заботится о благополучии семьи.
Взрослые женщины проводили на Имболк свой ритуал: наряжали сноп пшеницы или овса в женское платье, украшали сооруженную в большой корзине постель, усыпая ее цветами и повязывая ленты на ручку. Вечером в наступающей темноте куклу укладывали на ложе, открыв входную дверь и произнося: «Ложе для Юной Невесты готово, пусть входит!»
Крестьяне острова Мэн в праздничных обрядах заменяли солому собранным накануне Имболка тростником.
Плетение пояса Бригит
Важный праздничный обряд был связан с плетением пояса Бригиты, наделенного ее магической силой. Изготовление пояса из соломенных веревок доверяли одному из старших в семье мужчин. На плетение Crios Bhride уходило до четырех дней. Празднуя Имболк, все домочадцы, а иногда и жители селения перешагивали через пояс, возрождаясь и освобождаясь от бед и недугов.
Когда проводили шествие всей деревней, его возглавляли юные девственницы в белых одеждах с непокрытыми головами, им доверяли нести соломенную фигуру Бригиты, сооруженную из снопа соломы, богато украшенного ленточками и цветами и одетого в платье. Грудь Brídeóg украшали красивым камнем, стеклышком или ракушкой, которыми обозначали сердце Богини.
Первая из идущих перед процессией девушек отождествлялась с Бригитой. Ее сопровождала белая корова. Часто An Bhrídeóg несла небольшой котел. Процессия переходила от дома к дому, ее участники дарили жителям селения соломенные амулеты. На такие дары было принято отвечать монетами, цветами и вкусным угощением.
Миновав селение и обойдя поля, участники шествия шли к водоему. После купания соломенная фигура Богини занимала главное место за праздничным столом и приглядывала за ходом веселья.
Обряд камней
У кельтских юношей было принято в ночь на Имболк писать свои имена на белых камнях и бросать их в костер. Найдя в погасшем костре свой камешек, нужно было как можно скорее убежать подальше от кострища. Было принято считать, что дух молодого человека, от которого боги спрятали его камень, избран ими в качестве жертвы для защиты и благополучия всего селения.
Ранним утром после праздника женщины шли за водой. На рассвете они омывались освященной богами жидкостью и утоляли ею жажду. Считалось, что священная влага делает их вечно молодыми и прекрасными, как сама Богиня.
Ритуалы на урожай
Для того чтобы боги дали богатый урожай, на Имболк проводились особые обряды. В праздничный день самые старшие и уважаемые мужчины деревни выходили, чтобы проложить первую борозду в поле, покрытом снегом. Это было необходимо для возрождения пахотных земель после долгой зимы.
В рыбацких селениях на побережье было принято на Имболк избавляться от старых метел и веников, бросая их в огонь. Обряд был призван развернуть ветра к весне и защитить рыбаков от злых сил, насылающих штормы. Метелки выступали символом развевающихся ведьминых волос, без которых она лишается своих чар.
Приметы на Имболк
Чествование Великой Матери всегда сопровождалось чтением знаков, по которым можно судить о видах на урожай и процветании жителей деревни. Любое событие в праздничные дни могло быть знаком богов:
- В Шотландии считалось, что на Имболк старуха Каллех – повелительница зимы – запасается дровами. Если на праздник светит солнце, Каллех сможет сделать запасы валежника, превратившись в птицу. А вот в плохую погоду она останется ни с чем и вскоре уступит место весне.
- Кельты предпочитали избегать зачатия в дни Имболка, а рождение детей в эти февральские дни, напротив, считалось удачей, ведь их зачали в благословенные дни празднования Белтейна. Особую радость приносило рождение девочек в канун праздника Бригиты.
- Чтобы понять, какая погода их ждет и как скоро придут теплые весенние дни, жители кельтских селений бдительно следили за поведением медведей, барсуков и змей. Их пробуждение от зимней спячки в Имболк означало ранний приход весны и хорошие виды на урожай.
- В дни праздника жители земледельческих и рыбацких поселений особое внимание обращали на направление ветра, так как считалось, что оно задается на весь год и будет преобладать, влияя на урожай и улов. Благословением богов становились ветры с востока и юга, а вот северный или западный не сулили ничего хорошего.

до 20.02
Ритуальные блюда в Имболк
Праздничный стол в Имболк не мог похвастать особым богатством: на него выставляли все, что оставалось в доме после зимы. К февралю обычно у деревенских жителей уже имелись нужное для приготовления сметаны и сыров количество свежего овечьего или козьего молока. Молочные продукты были главными на праздничном столе ирландцев.
Позволить себе зарезать барана или корову могли далеко не все, и на праздник угощались соленой или вяленой рыбой.
Селяне побогаче подавали на праздничный стол запеченную с зеленью и овощами курицу. Если удавалось сохранить немного вяленого мяса с Самайна, оно становилось одним из главных блюд. Для того чтобы избежать отравления и улучшить вкус, мясо запекали с большим количеством чеснока, лука, пряностей и острых приправ.
Современное празднование Имболка
Для жителей ряда стран Европы и многочисленных неоязычников Имболк – святой и полный особого смысла праздник. Да и многие европейцы, которые не причисляют себя к последователям какой-либо религии, традиционно всей семьей отмечают это древнее торжество.
Имболк во все времена был праздником возрождения и очищения. Накануне принято наводить в доме порядок, устраивая настоящую генеральную уборку, от которой не скроется ни одна пылинка в жилище. Готовясь к празднику, следует позаботиться и о чистоте своего тела, в день перед Имболком принято принимать ванны с можжевеловым маслом, отварами лечебных трав или солями.
Жилище на праздник нужно обязательно украсить желтыми и белыми ленточками, одну из которых следует закрепить у двери для самой Бригиты. Чаша, наполненная талой водой, и горящие свечи стоят на подоконниках всю праздничную ночь. На Имболк традиционно готовят молочные блюда из свежего молока. В особом почете зерно и любые угощения из него.
Также подоконник служит местом для постели Юной Невесты. В плетеную корзинку нужно постелить белую ткань, украсив ее ленточками и цветами. В постель кладут соломенную или тряпичную фигурку Бригиты. Следует угостить на праздник и духов, для которых выставляют посуду с угощением за дверь. И обязательно нужно порадовать вашего домового свежим молоком и кусочком блина.
Если вы живете в собственном доме, не забудьте обойти свой участок по часовой стрелке с зажженной свечей, призывая хорошую погоду и плодородие.
В наши дни мир погрузился в материальные заботы, люди стали забывать древние верования, ритуалы становятся по большей части элементом бизнеса. Но часто в душе каждого из нас просыпается желание ощутить связь с тонкими силами древних верований и с нашей настоящей родительницей – матушкой Землей.